Окулов, Валерий

Заместитель министра транспорта РФ, бывший генеральный директор компании "Аэрофлот"

Заместитель министра транспорта РФ с апреля 2009 года. Бывший генеральный директор компании "Аэрофлот" (1997-2009). Инженер-штурман I класса. Награжден знаками "За безаварийный налет", "Отличник Аэрофлота". Входит в состав правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

Валерий Михайлович Окулов родился 22 апреля 1952 года в городе Киров (современная Вятка) [16], [20], [21], [19].

В 1975 году Окулов окончил штурманский факультет Академии гражданской авиации в Ленинграде, получив специальность инженера-штурмана. С 1975 по 1985 год работал в Свердловском объединенном авиаотряде Уральского управления гражданской авиации штурманом самолетов Ан-24, Ан-12, Ту-154 [16], [20], [21], [19].

В 1985 году Окулов был переведен на работу в Москву в Центральное управление международных воздушных сообщений "Аэрофлота". Работал штурманом на самолетах Ту-154, Ил-86 и Ан-124, а через несколько лет стал ведущим штурманом-наставником Центра подготовки авиационного персонала "Аэрофлота" [16], [20], [21], [19].

В 1996 году Окулов занял должность первого заместителя генерального директора "Аэрофлота" [16], [20], [21], [19]. 12 марта 1997 года он был назначен исполняющим обязанности генерального директора компании в связи с переходом прежнего гендиректора Евгения Шапошникова на должность помощника президента России по вопросам авиации и космонавтики. 30 мая 1997 года Окулов был избран генеральным директором и членом совета директоров ОАО "Аэрофлот - российские международные авиалинии" подавляющим большинством голосов акционеров (впоследствии неоднократно переизбирался) [20], [10], [12], [17].

2 февраля 1998 года постановлением правительства России Окулов был введен в состав Комиссии по делам Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Указом президента РФ от 24 декабря 1998 года он также был введен в состав Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экономической безопасности [21].

10 ноября 2000 года на XI съезде РСПП Окулов был избран в состав правления РСПП. В том же месяце был избран председателем Клуба командиров авиапроизводства России (КК-27) [16], [20], [21], [19].

В 2002 году акционеры "Аэрофлота" переизбрали Окулова на должность генерального директора на второй срок (на пять лет), а в июне 2007 года совет директоров "Аэрофлота" продлил полномочия Окулова еще на три года. На вопросы журналистов о том, чем он собирается заниматься в случае возможной отставки, Окулов предпочитает не отвечать [16], [13], [14].

В прессе писали о том, что на посту генерального директора "Аэрофлота" Окулов проводил агрессивную политику как в области внутренних авиаперевозок, так и внешних. Весной 2004 года он подписал соглашение о присоединении "Аэрофлота" к глобальному авиаальянсу SkyTeam, который возглавляет Air France. В области внутренних перевозок Окулов добился от правительства льгот на закупку зарубежной техники без пошлин. Так, в частности, "Аэрофлоту" разрешено было приобрести 27 самолетов импортного производства в обмен на контракт по ИЛ-96 [16], [15], [18].

Окулов отмечал необходимость отмены пошлин на импортные самолеты, указывая на то, что из-за них российские авиакомпании теряют в конкурентоспособности по отношению к ведущим мировым авиаперевозчикам [15], [18]. Как гендиректор "Аэрофлота" он также неоднократно выступал в прессе с прогнозами дальнейшего развития отечественной гражданской авиации и перспектив возглавляемой им компании, а также по поводу появления возможного конкурента "Аэрофлота" - авиаальянса "Авиалинии России" [8], [9], [7].

После того как весной 2008 года "Аэрофлот" покинул поддерживавший Окулова помощник президента РФ Виктор Иванов, долгие годы занимавший пост председателя совета директоров компании, появилась информация о том, что в "Аэрофлоте" может смениться генеральный директор. В марте 2009 года сообщения о том, что Окулов вскоре может лишиться кресла гендиректора "Аэрофлота", появились в прессе. "Коммерсант" приводил сведения о том, что решение о его отставке "уже принято 'на высшем уровне'". Сам Окулов подтвердил, что ему было сделано предложение занять должность заместителя министра транспорта РФ Игоря Левитина [11], [5], [6]. В том же месяце совет директоров "Аэрофлота" принял решение о досрочном расторжении контракта с Окуловым [3], [4], а в начале апреля того же года председатель правительства РФ Владимир Путин своим распоряжением назначил Окулова на должность заместителя министра транспорта РФ [1], [2].

Окулов увлекается водным туризмом, горными лыжами, любит европейскую классическую живопись. Он женат, его супруга - дочь первого президента России Бориса Ельцина Елена. У Окулова четверо детей - дочери Екатерина и Мария, сыновья Дмитрий и Иван [16], [20], [21], [19].

Использованные материалы


[1] Владимир Путин назначил экс-главу "Аэрофлота" Валерия Окулова замминистра транспорта. — Газета (gzt.ru), 06.04.2009

[2] Экс-глава "Аэрофлота" назначен заместителем министра транспорта. — Finmarket.Ru, 06.04.2009

[3] Петр Мироненко, Алексей Екимовский, Елена Киселева. Валерий Окулов меняет кабины на кабинеты. — Коммерсант, 27.03.2009. — №54 (4109)

[4] Михаил Кукушки, Андрей Денисов. Окулов приземлился в Минтрансе. — Время новостей, 27.03.2009. — №51

[5] Анастасия Дагаева. Катапульта для Окулова. — Ведомости, 16.03.2009. — №45 (2315)

[6] Петр Мироненко, Алексей Екимовский. Валерий Окулов выпустил воздух. — Коммерсант, 12.03.2009. — №43 (4098)

[7] Гендиректор "Аэрофлота": "Кризис - это период возможностей". — Business FM, 11.11.2008

[8] Мягкая посадка. — Итоги, 27.10.2008. — №44/646

[9] Михаил Кукушкин. "Аэрофлот" потянуло на "Сибирь". — Время новостей, 23.10.2008. — №197

[10] Переизбран совет директоров ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". — ИА Ореанда, 11.10.2008

[11] Президент России назначил Виктора Иванова главой ФСКН. — Росбалт, 15.05.2008

[12] Михаил Кукушкин. "Аэрофлот" стал щедрее. — Время новостей, 25.06.2007. — № 108

[13] Совет директоров "Аэрофлота" продлил полномочия Окулова на три года. — Газета (gzt.ru), 15.06.2007

[14] Окулову продлили срок в "Аэрофлоте". — Взгляд, 15.06.2007

[15] Тенденции. — Коммерсант, 12.10.2005

[16] Илья Хренников. "Они развивались, а мы стояли на месте", интервью с Валерием Окуловым. — Ведомости, 25.05.2004

[17] "Аэрофлот" избрал новый совет директоров. — НТВ, 22.11.2003

[18] Валерий Окулов: “Мы не скептики. Мы прагматики”. — Российская газета, 01.09.2003

[19] Окулов Владимир Михайлович. — РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), 25.05.2002

[20] Биография Валерия Окулова. — Газета.Ru, 17.07.2001

[21] Валерий Окулов. Человек года - 2002 - Транспорт. — Rambler. Люди года

Ангела МеркельЖизнь невозможно повернуть назад
Станет ли миграционный кризис для Меркель тем же, чем Brexit для Кэмерона
Люди, живущие над войной
Деревенская глубинка сражающегося Йемена
Иран освобожденный
Почему снятие санкций не привело к резким переменам в жизни Исламской Республики
Дональд Трамп Почему исламисты молятся о победе Трампа
К чему может привести антимусульманская риторика кандидата от республиканцев
Ответили за козла
Похитителю мужских трусов и любителю резвых козочек вручили Шнобелевскую премию
Потрачено!
Как пираты переводили компьютерные игры
Перемога!
Какой оказалась главная украинская стратегия
С поганой метлой
Какие тайны инквизиции скрывает легендарный «Молот ведьм»
Не ЗОЖ, но хорош
В Instagram полюбили ироничный аккаунт противницы правильного питания
«Барби шайтан выдумал!»
Пластиковую блондинку хотят запретить в России
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Развод случается
Хит-парад версий расставания Анджелины Джоли и Брэда Питта
Разводка и девичья фамилия
Топ-15 лженовостей о звездах, которые СМИ повторяют из года в год
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
С мотором в багажнике
Вспоминаем заднемоторные седаны в честь юбилея Skoda 105/120/125
Джентльмены, покупайте ваши моторы!
Непростой Тест: чьи двигатели стоят на спорт- и суперкарах?
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США