Гробов, Дмитрий

Моряк-контрактник, обвиняемый по делу об аварии на АПЛ "Нерпа"

Моряк-контрактник, один из обвиняемых по делу об аварии на атомной подводной лодке "Нерпа".

Дмитрий Михайлович Гробов родился 4 января 1984 года в селе Магинск Караидельского района республики Башкирия. 17 ноября 2002 года был призван в армию, направлен служить во флот. По окончании срочной службы Гробов остался служить подводником по контракту [28], [32], и через некоторое время стал членом команды спущенной на воду в 2006 году [33] атомной подводной лодки (АПЛ) "Нерпа" (сослуживцы Гробова впоследствии упоминали, что знают его с 2005 года) [14]. Сообщалось также, что до этого он какое-то время служил на Камчатке, однако где и когда именно, не уточнялось [34]. В 2008 году Гробов упоминался в прессе как гвардии старшина второй статьи [35].

В конце октября 2008 года в российских водах Японского моря началось проведение ходовых испытаний АПЛ "Нерпа". 8 ноября 2008 года в жилом отсеке лодки сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в результате чего произошел выброс фреона. Его попадание в легкие людей, находившихся в отсеке, стало причиной смерти 20 человек, среди которых было 3 военнослужащих и 17 гражданских лиц, еще 21 человек был госпитализирован с химическим отравлением [38], [36], [37], [30].

13 ноября был арестован машинист трюмной группы Дмитрий Гробов, которого подозревали в том, что именно он включил систему пожаротушения на "Нерпе". Во время произошедшего инцидента Гробов вместе с двумя другими членами экипажа стоял на вахте. В прессе сообщалось также, что вместе с Гробовым был задержан другой вахтенный - Алексей Васильев [35], однако Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ (СКП РФ) опроверг эту информацию и сообщил, что все, кроме Гробова, проходят по делу об аварии на подводной лодке как свидетели [29]. 24 ноября 2008 года в отношении Гробова было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 109 Уголовного кодекса РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам) [36], [23].

Подводники и эксперты высказывали сомнения в том, что один человек мог бы по неосторожности или незнанию запустить систему ЛОХ и называли в качестве наиболее вероятной причины аварии сбой в электронной системе управления [30], [31], [24]. Тем не менее, Гробов в ноябре 2008 года признал себя виновным и сообщил следствию, что запустил систему пожаротушения "из личного любопытства" [14]. Однако в экипаже подлодки никто в эту версию не поверил: сослуживцы контрактника сочли, что признательные показания тот дал под давлением [34], [31], [24].

Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин отмечал, матрос Гробов запустил систему пожаротушения " на "Нерпе" без всякого на то основания". Однако в том же месяце газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источники, близкие к следствию, сообщила, что контрактник произвел несанкционированную калибровку датчика температуры воздуха, находящегося во втором отсеке лодки, в результате чего система и запустила фреон. При этом бывшие подводники предположили, что Гробов произвел калибровку по приказу кого-то из командования. Кроме того, отмечалось в материале газеты, доступ к системам управления на тот момент был у всех, кто находился на борту АПЛ, поскольку код доступа к пульту управления был написан на нем карандашом [26].

В начале декабря 2008 года представители ОАО "Амурский судостроительный завод " обнародовали данные, полученные госкомиссией, расследовавшей причины аварии на атомной подводной лодке "Нерпа". В частности, было уточнено, что система пожаротушения сработала не из-за того, что Гробов произвел калибровку датчика температуры, а из-за того, что матрос включил сигнальный ревун. Начальник пресс-службы завода Марина Радеева указывала, что для этого Гробов "выполнил все восемь требуемых операций, не осознавая, к чему это приведет". По ее словам, матросу "не хватило знаний и квалификации", чтобы понять, что после включения ревуна, согласно конструкции системы ЛОХ, начнется подача газа в отсеки. Радеева также сообщила, что Гробов сам признался в том, что включил ревун для того, чтобы позвать вахтенного из другого отсека. Она также отмечала, что, по словам свидетелей ЧП, именно контрактник подал команду надеть портативные дыхательные аппараты и принял активное участие в спасении пострадавших [22].

Еще в ноябре 2008 года высказывалось предположение, что газ, который использовался в системе пожаротушения подлодки, не был фреоном (или, по крайней мере, не был фреоном в чистом виде) [24]. В начале декабря главный инженер Амурского судостроительного завода Александр Меринов заявил, что в систему пожаротушения была закачана смесь фреона и ядовитого вещества тетрахлорэтилена - вместо смеси фреона и малотоксичного тетрафтордибромэтана [21]. Установить производителя смеси не удалось и к февралю 2009 года - по словам представителей руководства завода, сделать это было невозможно, поскольку "фреон для "Нерпы" закупался через посредников [19].

В 2009 году Гробов прошел психиатрическую экспертизу и был признан вменяемым [20].

В январе 2010 года в деле "Нерпы" появилось два новых обвиняемых: командир подлодки капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и бывший командир бригады, в которую входила лодка, капитан первого ранга Сергей Захарченко. Им предъявили обвинение по части 3 статьи 293 УК РФ ("халатность") - в вину офицерам вменялась плохая подготовка подчиненных [17], [18]. Впоследствии обвинения с Захарченко были сняты [15].

Отмечалось, что несмотря на обвинения, Гробов и Лаврентьев продолжали служить во флоте, при этом Лаврентьев - все так же на "Нерпе" [14], [16], Гробов же продолжил службу по контракту на Камчатке под подпиской о невыезде [9].

В конце марта 2011 года дела Гробова и Лаврентьева были переданы в суд [16]. В апреле того же года обвинение в отношении Лаврентьева было переквалифицировано: ему было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (пункт "в" статьи 286 УК РФ). Старшина Гробов в результате был обвинен по двум статьям - часть 3 статьи 109 УК РФ ("причинение вреда по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам") и части 2 статьи 118 УК РФ ("причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности"). Сам офицер своей вины не признавал, а его адвокат указывал, что истинной причиной аварии стало "бессовестное воровство государственных средств при строительстве АПЛ" [10], [15].

В апреле 2011 года было объявлено, что дело об аварии подводной лодке "Нерпа" будет рассматривать суд присяжных [12], [13]. Моряки Тихоокеанского флота и строители субмарины продолжали верить в невиновность Гробова и Лаврентьева и говорили, что тех назначили "стрелочниками". В мае 2011 года они потребовали направить дело на доследование [10], [11].

Слушания по делу в Тихоокеанском флотском суде во Владивостоке начались 20 мая 2011 года в закрытом режиме [7], [8]. В августе 2011 года Гробов отказался от данных ранее признательных показаний и заявил, что следствие оказывало на него давление [6], [5]. 30 сентября 2011 года коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт по делу Гробова и Лаврентьева. При этом присяжные не признали факта подачи огнегасящей смеси в отсеки лодки [3], [4]. 14 октября того же года суд оправдал обоих обвиняемых [2].

Спустя более шести месяцев после оправдательного решения, 3 мая 2012 года, Военная коллегия Верховного суда РФ удовлетворила кассационное представление военной прокуратуры Тихоокеанского флота и отправила дело Гробова и Лаврентьева на новое рассмотрение [1].

Гробова называли отличным специалистом и дисциплинированным моряком, надежным товарищем. Сослуживцы говорили о нем как о добром и отзывчивом человеке и упоминали, что у него было прозвище "Свят" - "за справедливость" [27], [25], [24].

Гробов женат, у него есть дочь, которой на момент аварии на "Нерпе" было три месяца [31].

Использованные материалы


[1] Марина Шатилова. Уголовное дело по факту аварии на АПЛ "Нерпа" направлено на новое рассмотрение. — ИТАР-ТАСС, 04.05.2012

[2] Суд в Приморье оправдал обвиняемых по делу об аварии на АПЛ "Нерпа". — РИА Новости, 14.10.2011

[3] Присяжные не поверили в аварию на "Нерпе". — Интерфакс, 30.09.2011

[4] Присяжные оправдали подсудимых по делу об аварии на АПЛ "Нерпа". — РИА Новости, 30.09.2011

[5] Алексей Чернышев. К делу "Нерпы" подключили главкома. — Коммерсантъ, 03.08.2011. — №141 (4682)

[6] Анна Давденко. Дмитрий Гробов: "Хочу доказать, что не виноват в аварии, и служить дальше". — Комсомольская правда, 01.08.2011

[7] Начался суд по делу об аварии подводной лодке "Нерпа". — Вести.Ru, 23.05.2011

[8] Коллегия присяжных формируется для рассмотрения дела АПЛ "Нерпа". — РИА Новости, 23.05.2011

[9] Виктор Мясников. Людей на "Нерпе" убил не только фреон, но и безответственность в ОПК. — Независимое военное обозрение, 20.05.2011

[10] Моряки требуют найти истинных виновников трагедии на подлодке "Нерпа". — ИА Росбалт, 11.05.2011

[11] Дело о гибели людей на АПЛ "Нерпа" требуют вернуть на доследование. — NEWSru.com, 11.05.2011

[12] Анна Давыденко. Рассматривать уголовное дело по "Нерпе" будет суд присяжных. — Комсомольская правда, 25.04.2011

[13] Тихоокеанский военный суд начал рассмотрение уголовного дела о трагедии на АПЛ "Нерпа". — Первый канал, 25.04.2011

[14] Наталья Островская. В трагедии на АПЛ "Нерпа" виноваты десятки людей, а судить собираются только командира и матроса. — Комсомольская правда, 22.04.2011

[15] Алексей Чернышев. За "Нерпу" ответят командир и старшина. — Коммерсантъ-online, 01.04.2011

[16] Игнат Беловский. Матрос и командир подлодки всплывут в суде. — Газета.Ру, 31.03.2011

[17] Алексей Чернышев. Дело матроса Гробова резко повысили в ранге. — Коммерсантъ, 20.01.2010. — № 8 (4308)

[18] Анна Давыденко. Экипаж "Нерпы" знал, как работают системы корабля, только в теории. — Комсомольская правда, 20.01.2010

[19] Владимир Темный. Производителя фреона для АПЛ "Нерпа" до сих не нашли. — Грани.Ру, 10.02.2009

[20] Анна Давыденко. Дмитрий Гробов признан вменяемым. — Комсомольская правда, 22.01.2009

[21] Инженер: В систему пожаротушения "Нерпы" закачали ядовитый тетрахлорэтилен. — РИА Новости — Дальний Восток, 04.12.2008

[22] Дмитрий Щербаков. Фреон в отсек пошел на рев. — Коммерсантъ, 02.12.2008. — № 219 (4036)

[23] Матросу с АПЛ "Нерпа" предъявлено обвинение. — РИА Новости, 24.11.2008

[24] Наталья Островская, Максим Ситников, Наталья Желдак. Возможная причина ЧП на субмарине - сбой в компьютере. — Комсомольская правда, 19.11.2008

[25] Виновник трагедии на АПЛ "Нерпа": мнения специалистов разделились. — РИА Новости, 17.11.2008

[26] Алексей Чернышев, Гульчачак Ханнанова. Матрос повысил температуру воздуха. — Коммерсантъ, 17.11.2008. — № 208/П (2045)

[27] Алина Громова, Шамиль Джемакулов, Наталья Желдак, Анна Давыденко, Ирина Гильмутдинова, Ангелина Любинецкая, Тимур Гайсин, Анна Фирсова, Александр Горелик. Матрос запустил смертельный газ на глазах у своего командира? — Комсомольская правда, 15.11.2008

[28] Евгений Соколов. В аварии на подлодке виновен матрос из РБ? — ProUfu.ru, 14.11.2008

[29] СКП опроверг факт задержания нового подозреваемого по делу АПЛ "Нерпа". — РИА Новости, 14.11.2008

[30] Алексей Чернышей. Фреон пришел с вахты. — Коммерсантъ, 14.11.2008. — № 207 (4024)

[31] Дело рук матроса Гробова. — Известия, 14.11.2008

[32] Алия Ахтариева. Действительно ли наш земляк является виновником трагедии на "Нерпе"? — Ufa1.Ru, 14.11.2008

[33] Владимир Щербаков. Несанкционированная смерть. — Независимое военное обозрение, 14.11.2008

[34] Подводники с АПЛ "Нерпа" не верят в виновность сослуживца и предполагают, что он дал признание под давлением. — NEWSru.com, 13.11.2008

[35] По делу АПЛ «Нерпа» арестованы двое вахтенных. — Коммерсантъ, 13.11.2008

[36] Вину за аварию на АПЛ "Нерпа" СКП возложил на матроса. — РИА Новости, 13.11.2008

[37] ЧП произошло на подлодке "Нерпа", построенной в Комсомольске-на-Амуре. — РИА Новости, 09.11.2008

[38] Люди на АПЛ погибли из-за попадания в легкие фреона - СКП РФ. — РИА Новости, 09.11.2008