Черников, Владимир

Руководитель Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы

Руководитель департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы с 31 декабря 2010 года. С 2006 по 2010 год работал в аппарате Государственной Думы. По некоторым данным, с 2004 по 2006 год был генеральным директором ЗАО "Московский шинный завод 'Континенталь'". Ранее занимал должности в Счетной палате РФ и правительстве Москвы, выступил создателем телекомпании ООО "ТВ-ВИК", занимался бизнесом. Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса. Полковник запаса, кандидат экономических наук.

Владимир Васильевич Черников родился 8 сентября 1964 года в Москве [37], [16]. Известно, что он получил "юридическое и экономическое образование", но когда именно, в его биографиях не уточнялось [37], [30], [16].

С 1983 года Черников служил в рядах Вооруженных сил РФ, в отставку вышел в 1994 году в звании полковника запаса [37], [30], [40].

С 1994 по 1998 год Черников занимался бизнесом, причем начинал он, по некоторым данным, с "шинного бизнеса" [37], [30]. В биографии Черникова, размещенной на сайте Института развития гражданского общества и местного самоуправления (www.c-society.ru) со ссылкой на Единый государственный реестр юридических лиц сообщалось, что в 1998 году предприниматель стал учредителем ООО "Конта-Шина" и ООО "Конта-Шина-М" (занимались оптовой продажей шин, ликвидированы в мае 2007 года). Указывалось, что, кроме того, он владел ООО "ВВЧ", работавшим в издательской сфере (ликвидировано также в 2007 году), связанным с ресторанным бизнесом ООО "Славянское застолье", звукозаписывающей компанией "В.М.А.-Рекордс" и ООО "Юридическая контора" (владела 30 процентами издателя журнала "Человек и закон") [18]. Кроме того, в 1996-1998 годах Черников был заместителем генерального директора некоего ТОО "ITT" [40], [18].

В 1997 году Черников защитил диссертацию "Управление коммерческой деятельностью фирмы на основе системного анализа" и получил степень кандидата экономических наук [39], [37], [30].

В 1998 году предприниматель создал свою собственную телекомпанию ООО "ТВ-ВИК" - она занималась производством программы "На дорогах России" для телеканала ВГТРК [37], [30], [40]. Позднее отмечалось, что "годы работы в телекомпании Черников очень ценит", поскольку тогда он не только "получил ценный опыт общения как с людьми в целом, так и с журналистами", но и "познакомился с особенностями рынка рекламы" [30]. Упоминался Черников и как один из учредителей частной общеобразовательной школы "Российская международная школа" в Домодедовском районе Подмосковья [18]. Объясняя "широкий спектр своих интересов" в 90-е годы, бизнесмен впоследствии вспоминал, что "время было такое, что все хотелось попробовать" [30].

По некоторым сведениям, в 2000 году Черников окончил Российскую академию государственной службы при президенте РФ [30], [16]. В том же году (по другим данным – в январе 2001 года [40], [18]) он был приглашен на работу в возглавляемое Юрием Лужковым правительство Москвы, где занял пост заместителя руководителя управления транспорта и связи города и курировал экономические вопросы [37], [30], [16], [40], [43], [32]. В этой должности он входил в советы директоров ОАО "Мосавтолегтранс" и ЗАО "Торговый дом Москва-Могилев". В СМИ упоминалось, что последняя компания была "дочкой" правительства Москвы и нескольких белорусских предприятий и занималась развитием сетью магазинов "Товары из Белоруссии", а также строительством недвижимости в Москве [18].

Уже в мае 2001 года Черников был назначен начальником инспекции Счетной палаты РФ. В 2003 году он фигурировал в прессе как представитель ведомства, руководивший проверкой алмазодобывающей компании "АЛРОСА". По утверждению Черникова, "АЛРОСА" не смогла представить аудиторам все необходимые документы, в результате чего в течение трех лет Счетная палата так и не смогла установить, "куда делись алмазы" стоимостью 400 миллионов долларов. Комментируя результаты проверки, представители компании, в свою очередь, заявили, что "по этому вопросу уже истек срок давности, поэтому... документов просто не сохранилось" [37], [35], [36].

По некоторым данным, с 2004 по 2006 год Черников был генеральным директором ЗАО "Московский шинный завод 'Континенталь'". В 2005 году, после прекращения совместного проекта ЗАО с немецким концерном Continental AG по созданию производства шин, компания, переименованная в ЗАО "Московский шинный завод – М", продолжила работу на оборудовании Continental. Предприятие, которое возглавлял Черников, принадлежало Московскому шинному заводу, большей частью которого, в свою очередь, владело правительство Москвы [40], [41], [42], [34], [33].

В мае 2006 года Черников стал заместителем начальника Управления делами аппарата Государственной думы РФ [37], [16]. В апреле 2008 года он возглавил Финансово-экономическое управление аппарата Госдумы [37], [30].

В середине декабря 2010 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал постановление о создании на базе правительственных комитетов по телекоммуникациям и СМИ, а также по рекламе, информации и оформлению Москвы департамента средств массовой информации и рекламы. Новая структура должна была реализовывать государственную политику "в сфере средств массовой информации, мультимедийных услуг, кинопроизводства, полиграфии, книгоиздания, книжной торговли", а также наружной рекламы, "оформления города Москвы", и "межотраслевой координации рекламной деятельности" [37], [30], [31], [29]. 31 декабря 2010 года Черников был назначен руководителем департамента [37], [30], [31]. Сообщалось, что под его началом должно было работать около 120 человек [30].

19 января 2011 года состоялось общее собрание акционеров ОАО "ТВ Центр" (99 процентов акций которого принадлежало правительству Москвы). На нем был избран новый состав совета директоров телеканала, в который, наряду со столичным градоначальником (который позднее и возглавил совет [38]) и его замом Александром Горбенко, в частности, вошел и Черников [28], [27]. В новой должности чиновник начал борьбу с незаконной рекламой в городе. По его словам, проведенная весной 2011 года инвентаризация рекламных мест в центре Москвы показала, что 59 процентов рекламных конструкций оказалась незаконной, на них не существовало договоров и документов [16], [26].

В мае 2011 правительство Москвы провело конкурс на размещение рекламы в наземном транспорте. Его выиграла компания "Бульварное кольцо", основным бизнесом которой называлась недвижимость [16], [20], [24]. В июне 2011 года был проведен еще один аукцион - на право размещения рекламы в московском метрополитене. По его итогам на смену фирме "Олимп", которая занималась рекламой в метро более девяти лет, пришла "малоизвестная компания" "Авто Селл". Предполагалось, что она за пять лет в четыре раза увеличит прибыль от рекламы в метрополитене, выплатив минимум 14 миллиардов рублей. На вопрос журналистов о компании-победителе Черников сообщил: "Для нас 'Авто Селл' такая же загадка, как и для вас" [16], [26], [13], [20]. Он подчеркивал, что и "Авто Селл", и "Бульварное кольцо" были выбраны "на открытом, прозрачном аукционе" и расценивал результаты конкурсов как несомненный успех. В свою очередь, Собянин также отмечал успехи главы департамента в проведении аукционов [3], [16], [19].

В том же месяце правительство Москвы приняло постановление, в котором потребовало убрать всю рекламу со строительных сеток домов, а также со стационарных ограждений их фасадов (проект документа от лица Департамента средств массовой информации и рекламы представлял Черников) [3], [22], [23].

В июне 2011 года Черников сообщал, что принимаются меры для того, чтобы убрать из столицы рекламу на перетяжках. По его словам "ни в одном уважающем себя городе нет перетяжек как вида рекламной конструкции". Подчеркивалась при этом и их опасность с точки зрения безопасности дорожного движения [21], [16]. В июле того же года правительство Москвы приняло постановление о запрете установки такого вида рекламы [15], а в августе департамент СМИ и рекламы в одностороннем порядке начал расторгать договоры на размещение перетяжек [12], [9]. В ответ на это владельцы перетяжек подали в суд как на департамент, так и на правительство Москвы (в прессе упоминалось об одиннадцати исках) [12], [9], [10]. В свою очередь, департамент СМИ и рекламы объявил "начало войны транспарантам" и "под покровом ночи" демонтировал часть "тряпок" над центральными улицами города [9], [11], [10]. Демонтаж транспарантов продолжился в сентябре [5].

Постановления правительства Москвы о запрете рекламы на перетяжках, временных ограждениях, фасадах зданий и строительных сетках привлекали внимание столичной прокуратуры. В сентябре 2011 года прокурор Москвы Сергей Куденеев направил Собянину представление, в котором указал, что столичные чиновники превысили предоставленную им компетенцию, и потребовал устранить нарушения федерального закона "О рекламе". Однако вскоре он отозвал представление, признав тем самым наложенный запрет законным [4].

Департамент Черникова курировал реформирование СМИ, в какой-либо доле принадлежавших правительству Москвы. В августе 2011 года сообщалось, что оно решило выкупить газету "Вечерняя Москва" у основного ее владельца - "Банка Москвы" [8], [7]. Еще в апреле в "Вечерку" пришел новый главный редактор - Александр Куприянов [21], [25], а с октября 2011 года газета стала выходить в "в современном дизайне и с обновленным содержанием" [1], [2]. Вместо телеканала "ТВ Столица" осенью 2011 года под руководством московских властей был создан новый, новостной и круглосуточный канал – "Москва 24". Подчеркивая, что Москва не потратила на построенный для канала новый телецентр "ни копейки дополнительных средств", Черников подтвердил, что из городского бюджета в 2011 году на "Москву 24" выделено около 1 миллиарда рублей. По его словам, телецентр был оборудован на средства ВГТРК и "он не знает, о какой сумме идет речь" [6], [14], [17].

Черников - действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса [37]. Чиновник женат, у него двое совершеннолетних детей (его старшей дочке, по данным на 2011 год, было 25 лет, а сыну - 21 год) [18], [3].

Использованные материалы


[1] "Вечернюю Москву" обновили. — МедиаАтлас, 04.10.2011

[2] Читатели возвращаются на страницы "Вечерки". — Вечерняя Москва, 04.10.2011. — №186 (25701)

[3] Жанна Авязова. Владимир Черников: Столица не должна терять своё лицо. — Вечерняя Москва, 04.10.2011. — №186 (25701)

[4] Сергей Соболев, Владислав Трифонов. Прокуратура отказалась от рекламы. — Коммерсантъ, 29.09.2011. — №182 (4723)

[5] Москва продолжит демонтаж рекламы, несмотря на представление Куденеева. — РИА Новости, 23.09.2011

[6] Ксения Болецкая. Москва вместо столицы. — Ведомости, 05.09.2011. — №165 (2931)

[7] Власти Москвы купили газету. — Коммерсантъ FM, 26.08.2011

[8] Владислав Новый, Глеб Климентьев. Банк Москвы сдал "Вечернюю Москву". — Газета.Ru, 25.08.2011

[9] Екатерина Пятунина. Эпохе тряпок над трассами пришел решительный конец. — Вечерняя Москва, 24.08.2011. — №157(25672)

[10] Столице сорвали перетяжки. — Московский Комсомолец, 24.08.2011. — № 25727

[11] Более 600 рекламных перетяжек демонтировано в Москве в ночь на вторник. — РИА Новости, 23.08.2011

[12] Сергей Соболев, Анастасия Горшкова. Реклама держится за перетяжки. — Коммерсантъ, 22.08.2011. — №154/П (4695)

[13] Объем рекламы в метро Москвы с приходом нового оператора не уменьшится. — РИА Новости, 27.07.2011

[14] Максим Мартемьянов. Новое телевидение Телеканал Life News, "Коммерсант-ТВ", "Сколково-ТВ" и новая "Столица". — Афиша, 27.07.2011

[15] Москвичам снова покажут небо. — Интерфакс, 19.07.2011

[16] Петр Орехин. Рекламная пауза. — Профиль, 18.07.2011. — №27(726)

[17] "Столица" станет новым московским телеканалом, о котором говорил мэр. — РИА Новости, 15.07.2011

[18] Черников Владимир Васильевич. — Институт развития гражданского общества и местного самоуправления, 04.07.2011

[19] Мэр Москвы поблагодарил департамент СМИ за торги на рекламу в метро. — РИА Новости, 28.06.2011

[20] Контракт на размещение рекламы в московском метро получила неизвестная фирма. — Slon, 21.06.2011

[21] Любовь Проценко. Москва покажет лицо. — Российская газета, 16.06.2011. — Столичный выпуск №5503 (127)

[22] Заседание Правительства Москвы. — Официальный портал Мэра и Правительства Москвы, 31.05.2011

[23] Власти изменили правила установки в столице наружной рекламы. — РИА Новости, 31.05.2011

[24] Тендер на транспортную рекламу принес больше 2 млрд. — Состав.ру, 05.05.2011

[25] Владислав Новый, Петр Канаев. Ужасные новости для Собянина. — Газета.Ru, 25.04.2011

[26] Екатерина Севрюкова. Новый глава департамента рекламы Москвы Владимир Черников: "Перед нами стоит задача навести в городе порядок". — РБК daily, 04.04.2011

[27] Иван Сафронов-мл. Сергей Собянин вошел в совет директоров "ТВ Центра". — Коммерсантъ, 20.01.2011. — №8 (4549)

[28] Собянин вошел в совет директоров "ТВ Центра". — РИА Новости, 19.01.2011

[29] Елизавета Пчелкина. Глава нового столичного департамента СМИ и рекламы Черников перешел в него из Госдумы. — Комсомольская правда, 14.01.2011

[30] Любовь Проценко. Столичные СМИ не пойдут с молотка. — Российская газета, 12.01.2011. — Столичный выпуск №5378 (2

[31] Собянин назначил главой департамента СМИ и рекламы Москвы Черникова. — РИА Новости, 31.12.2010

[32] Москвичей превратят в наземную цивилизацию. — Московский Комсомолец, 19.03.2009. — № 25009

[33] Дмитрий Беликов. "Амтел-Фредештайн" выехал на "Таганку". — Коммерсантъ, 27.07.2006. — №136 (3467)

[34] Правительство Москвы предоставит 200 млн руб на реконструкцию и развитие производства ЗАО "Московский шинный завод – М". — Pilot Tyres - автомобильные шины и диски, 08.12.2005

[35] Елена Киселева. Президент АЛРОСА написал секретную кляузу. — Коммерсантъ, 15.04.2003. — №65 (2668)

[36] Илья Хренников. Ayдиторы ищут алмазы "АЛРОСА". — Ведомости, 09.04.2003

[37] Черников Владимир Васильевич. — Официальный портал Мэра и Правительства Москвы

[38] Совет директоров. — Электронное периодическое издание "ТВ Центр-Москва"

[39] Поиск по автору. — Научно-техническая библиотека

[40] Черников Владимир Васильевич. — База данных "Лабиринт"

[41] Ежеквартальный отчет за IV квартал 2004 года. — Открытое акционерное общество "Московский шинный завод"

[42] Ежеквартальный отчет за I квартал 2006 года. — Открытое акционерное общество "Московский шинный завод"

[43] Управление транспорта и связи правительства Москвы. — Издательский дом АСМО-пресс

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте«Появилась бы "бандеровская Украина" под контролем Германии»
Зачем Сталин подружился с Гитлером и устроил парад Красной армии с вермахтом
Порошок уходи
Землю ждет вторжение инопланетян и уничтожение Солнца: обзор Destiny 2
Двигатели Blue OriginВеселые поминки
Россия шантажирует США ракетными двигателями и пугает Китаем
Нам виднее
Внеземная жизнь глазами простых землян
Классическая история
Душевные ролики про самые красивые спорткары XX века
Машины, которые не боятся столкновений
Забытые концепт-кары: ударопрочные «Фиаты»
Побег в будущее
Говорящие рули и электрические ретрокары: будущее по версии Jaguar Land Rover
Mazda CX-5 и Renault Koleos против VW Tiguan и Skoda Kodiaq
Четыре новых кроссовера. Один тест-драйв. Ну, вы поняли