Ликсутов, Максим

Вице-мэр Москвы, руководитель столичного департамента транспорта

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры с сентября 2012 года, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с декабря 2011 года. До этого, с мая 2011 года - советник по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэра Москвы. Ранее работал в различных транспортных компаниях: в 2001-2011 годах возглавлял совет директоров компании "ТрансГрупп АС", в 2009-2010 годах был генеральным директором компании "Аэроэкспресс", в 2000-2001 годах занимал пост президента компании "Юнитранс".

Максим Станиславович Ликсутов родился 19 июня 1976 года в городе Локса Эстонской ССР [20], [25], [50], [51], [59].

В 15 лет Ликсутов стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания. Он трижды был чемпионом Эстонии по этому виду спорта (в 1988, 1989, 1990 годах), в составе команды был победителем первенства СССР по подводному ориентированию (1991) и первенства Скандинавских стран (1990). Также указывалось, что в 1993 году команда, в которой был Ликсутов, установила рекорд, проплыв 100 километров в бассейне, и он попал в книгу Гиннеса [60], [16].

В СМИ Ликсутова называли выпускником Калининградского государственного технического университета (до 1994 года - Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (КТИРПиХ) [56]), где он получил диплом по специальности "бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности" [25], [40].

По информации русской версии журнала Forbes, Ликсутов начал бизнес "еще совсем молодой", в начале 1990-х. Тогда его сосед по дому и приятель Сергей Глинка, который был старше Ликсутова на 10 лет, налаживал поставки угля в Эстонию с Кузбасских шахт. Глинка предложил Ликсутову заняться очисткой и перевалкой угля в порту Таллина, и тот "сумел договориться в порту с людьми, … нашел оборудование, наладил все процессы". Сначала партнеры организовывали сбыт угля в Эстонии, а затем занялись и его экспортом [11]. Портал Slon.ru также сообщал, что "первый капитал" Глинка с Ликсутовым "заработали на транзите российского сырья через эстонские порты". По информации издания, для ведения своей деятельности в 1990-х годах в Эстонии партнеры учредили компанию WorldWide Invest [22].

Русский Forbes сообщал, что в дальнейшем Ликсутов и Глинка стали партнерами с Рустамом Аксененко, сыном министра путей сообщения (в 1997-2002 годах с небольшим перерывом [48]) Николая Аксененко. По сведениям издания, в Эстонии они вместе учредили компанию по реализации грузов, "владельцы которых не смогли заплатить МПС за их доставку в Таллинский порт" (название компании не приводилось) [11]. Между тем в 1996 году некий Максим Ликсутов упоминался в СМИ как директор АО Bupetec [47].

С 1999 года Ликсутов входил в число руководителей ряда российских транспортных компаний [20]. Так, в этом году бизнесмен стал гендиректором основанного в конце 1998 года [43] ООО "Иристон сервис" [42], [50] - компании, занимавшейся международными грузовыми перевозками железнодорожным транспортом [41]. Его предшественник на этом посту Сергей Тугаринов [44] перешел на работу в Министерство путей сообщения (по состоянию на март 2012 года, занимал пост директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ) [53]) [11], [53], [43]. Осенью того же года Ликсутов вместе с Глинкой упоминались в числе членов совета директоров компании "Трансуголь", не имеющих ее акций [45], [46].

В 2000 году "Иристон сервис" был переименован в "Юнитранс", а Ликсутов стал президентом этой мультимодульной транспортной компании. Сообщалось, что в тот период она каждый месяц перевозила около 100 тысяч тонн грузов, а в 2001 году - уже около 3 миллионов тонн [38], [49], [41], [50], [39], [51]. По версии СМИ, своим успехом компания, которую возглавлял Ликсутов, была обязана связям ее руководителя в Министерстве путей сообщения и близостью к Рустаму Аксененко [44], [41], [43].

В октябре 2001 года Ликсутов покинул "Юнитранс" [39], [50], [37], [40]. В том же году Николаю Аксененко Генпрокуратура в предъявила обвинения в превышении должностных полномочий, а также присвоении и растрате в крупном размере. Объясняя уход Ликсутова из компании газета "Ведомости" в то время писала, что его отстранили от работы, потому что деятельность компании в бытность ее "Иристон сервисом" вызывала "пристальное внимание налоговой полиции из-за предоставляемых МПС скидок с тарифа", и руководство "Юнитранса" решило попытаться избежать "неприятных ассоциаций". Против Ликсутова никаких обвинений не выдвигалось [39], [41], а Аксененко в 2002 году был освобожден от занимаемой должности, в 2003 году обвинительное заключение по его уголовному делу было утверждено и отправлено в суд, однако до суда экс-министр не дожил, скончавшись в 2005 году [11], [33].

Осенью 2001 года Ликустов перешел в "малоизвестную" на тот момент компанию ООО "ТрансГрупп АС", которая была образована летом того же года его "бывшими коллегами" по компании "Трансуголь". В названии новой компании, образованной партнерами, СМИ видели намек на ее "эстонское происхождение" (по-эстонски Aktsiaselts, AS - акционерное общество с ограниченной ответственностью [11]) [11], [27]. В числе совладельцев компании, помимо Ликсутова, значились Глинка и бизнесмен Искандер Махмудов [32], [41], [50], [39]. Русский Forbes указывал на то, что Махмудов со своим младшим партнером Андреем Бокаревым, взявшие под свой контроль "Кузбассразрезуголь", с Ликсутовым и Глинкой стали сотрудничать, не ломая "налаженный канал сбыта" угля через Эстонию. В "ТрансГрупп" Ликсутов занял пост члена совета директоров компании [39], [50]; впоследствии упоминался как председатель совета директоров "ТрансГрупп АС" (2003-2011) [15]. По информации русского Forbes, стратегию развития бизнеса" в компании "определяли Махмудов и Глинка, а Ликсутов "отвечал за оперативное управление", так как "лучше всех подходил на роль публичного человека" [11]. "ТрансГрупп" занималась грузовыми железнодорожными перевозками, причем, в отличие от своих конкурентов, у нее был собственный вагонный парк (в 2002 году в него входило всего "несколько десятков" вагонов). В 2004 году компания транспортировала в месяц около 3,7 миллионов тонн грузов [20], [25], [32], [11]. В 2004 году "ТрансГрупп" в партнерстве с Московской железной дорогой запустила электричку Москва-Калуга, ставшую первой частной электричкой в России [32].

С 2002 года Ликсутов занимал пост главы представительства компании WorldWide Invest, позже переименованной в АО "ТрансГрупп Инвест А.С." [51], [15]. При этом WorldWide Invest в 2003 году принадлежала половина акций компании "ТрансГрупп", в то время, как остальная часть находилась под контролем компаний, аффилированных с "Кузбассразрезуглем" [35].

В прессе сообщалось, что с начала 2000-х годов совладельцы "ТрансГрупп" начали скупку заводов, которые производили локомотивы, вагоны и поезда метро. Постепенно предприниматели начали объединять предприятия, что привело к созданию в 2002 году ЗАО "Трансмашхолдинг". Основным заказчиком холдинга стало ОАО "РЖД" (источники русского Forbes указывали на "особые отношения" "Трансгрупп" и с этой компанией) [11], [27], [35]. В 2003 году Ликсутов вошел в совет директоров "Трансмашхолдинга" [50], [15]; в том же году сообщалось, что "ТрансГрупп" принадлежит 50 процентов "Трансмашхолдинга" [34]. В 2007 году блокирующий пакет "Трансмашхолдинга" был продан РЖД [11], [15]. В том же 2003 году Ликсутов стал председателем правления АО Coal Terminal AS - компании, которая занималась строительством угольного терминала в Таллине и, по информации СМИ, была связана с "Кузбассразрезуглем" [15], [36], [57].

В 2005-2008 годах (по другой информации – согласно данным отчета "Трансмашхолдинга" за 4 квартал 2011 года – в 2005-2011 годах [15]) Ликсутов занимал должность генерального директора компании ООО "ТрансГрупп – Финансы и инвестиции" [50], [51], [15].

Сообщалось, что в 2005 году Ликсутов получил гражданство Эстонии "за вклад в развитие местной экономики" [20], [25], [21], [22]. В том же году, как отмечалось в некоторых биографиях Ликсутова, бизнесмен окончил Академию военных наук [31], [50] (Академия военных наук - общественная организация военных ученых, создание которой "как самостоятельного военно-научного творческого объединения" было закреплено указом президента РФ в 1994 году [58], - прим. ред.).

Весной 2007 года, на фоне охлаждения российско-эстонских отношений, Ликсутов заявил, что "не доволен" действиями эстонских политиков, чья деятельность "приводит в последнее время к множеству проблем". В связи с этим он объявил, что собирается перевести "головную контору" "ТрансГрупп Инвест" за границу [28], [11]. В то же время русский Forbes отмечал, что к 2007 году в Эстонии у Ликсутова остался "лишь простаивающий терминал да небольшой ресторан в Таллине" [11].

В 2007 году совладельцы "ТрансГрупп" создали вместе с РЖД компанию "РейлТрансАвто", специализировавшуюся на перевозке автомобилей по железной дороге (госкомпании принадлежал 51 процент ее акций) [29], [11]. В "РейлТрансАвто" Ликсутов занял пост заместителя председателя совета директоров [15], [24], [55].

Сообщалось, что в том же 2007 году Ликсутов окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова (с 2010 года - Российский экономический университет имени Плеханова [52]) по специальности "финансовый менеджмент" (в то же время, некоторые СМИ, в том числе сайт правительства Москвы, ошибочно указывали на то, что он окончил это учебное заведение в 1996 году [51], [50]) [59], [60], [20], [25].

В январе 2009 года Ликсутов занял должность генерального директора ООО "Аэроэкспресс", занимавшегося перевозками пассажиров между московскими вокзалами и близлежащими аэропортами (контрольный пакет акций компании в 2006 году был выкуплен "ТрансГрупп" через подконтрольную компанию "Дельта-Транс-Инвест" [30]; в 2010 году доля "Дельта-Транс-Инвест" составила 25 процентов [26]). Ликсутов занимал эту должность до февраля 2010 года, кроме того, он входил в состав совета директоров компании [51], [24]. Помимо вышеназванных, в 2000-х годах Ликсутов также являлся членом советов директоров ряда компаний, в том числе ООО "ТМХ Вагоностроение", ОАО "ТВЗ", ООО "УГМК-Транс", ООО "Усть-Лужский бункеровочный комплекс", ОАО "Первая Грузовая Компания" и ОАО "ТрансКонтейнер" [50], [51], [15], [54].

В мае 2011 года Ликсутов был назначен советником по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэра города Москвы Сергея Собянина [20], [24]. В декабре того же года СМИ сообщили о назначении Ликсутова руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы [20], [21]. Его предшественник на этом посту Николай Лямов, ранее совмещавший посты руководителя департамента транспорта и заместителя мэра по вопросам транспорта, сохранил за собой вторую должность [18], [19]. Сообщалось, что кадровые перестановки в столичном правительстве были вызваны "расширением функциональных обязанностей" департамента [21]. Собянин назвал Ликсутова "эффективным менеджером", утверждая, что ему как градоначальнику "все равно, богат он или беден" [11].

По сведениям СМИ, основной задачей Ликсутова на новом посту должно было стать введение к 2014 году в эксплуатацию Московской кольцевой железной дороги (МКЖД), интегрированной с метро, трамваями и другими транспортными системами в городе. Эта мера должна была внести значительный вклад в решение транспортной проблемы Москвы. Между тем в руководстве компании МКЖД с лета 2011 года стали появляться бывшие топ-менеджеры "Трансмашхолдинга": как отмечали в прессе, именно этот холдинг имел самые высокие шансы на то, чтобы выиграть тендер на поставку вагонов для МКЖД. Все это позволяло некоторым экспертам говорить о "совпадении интересов" - многочисленных пересечениях "бизнеса "Трансгрупп" с программами Москвы и РЖД" по развитию транспортной системы столицы [11], [9], [8].

Находясь на посту главы столичного департамента, Ликсутов остановил реализацию программы обустройства выделенных полос для общественного транспорта в Москве, начатую в 2011 году его предшественниками. Если еще осенью 2011 года Николай Лямов обещал, что к 2014 году в столице появится 300 километров выделенных полос [23], в марте 2012 года Ликсутов, несмотря на критику со стороны ГИБДД [13], объявил, что такие полосы будут действовать только в будни [10], а в следующем месяце сообщил журналистам, что новых "выделенок" и экспрессных автобусных маршрутов по ним не планируется (всего к весне протяженность выделенных полос для общественного транспорта в Москве достигла 93 километров [10]) [5]. Целью своей работы на посту ДТиРДТИ Ликсутов заявил создание "максимально комфортных условий не только для пассажиров общественного транспорта, но и для личных машин" [7]. При этом еще одной инициативой Ликустова стало то, что его подчиненные с апреля 2012 года минимум два раза в неделю обязаны были добираться до работы на общественном транспорте [6].

В апреле 2012 года Ликсутов объявил о вводе платы за парковку в центре Москвы. Планировалось, что с января 2013 года в пределах Бульварного кольца столицы можно будет припарковаться только за деньги, а за неправильную парковку будет выписываться штраф [5], [4].

25 сентября 2012 года Ликсутов, сохранив за собой пост главы департамента, был назначен также заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры вместо Николая Лямова [1], [2].

В 2012 году Ликсутов окончил негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Международный юридический институт" по специальности "менеджмент организации" [59], [60].

В прессе публиковались сведения об активах Ликсутова на момент назначения: сообщалось, что он владеет 25 процентами акций "ТрансГрупп", 25 процентами акций "Аэроэкспресса", а также долями в "РейлТрансАвто" и "Трансмашхолдинге" [20], [25], [21], [11]. Ликсутов обещал отказаться от своего бизнеса "в пользу других акционеров" [21], [18]. В мае 2012 года стало известно, что Ликсутов продал свою долю в "Трансмашхолдинге" своим бывшим партнерам Махмудову, Бокареву, а также некоторым другим менеджерам [3]. В связи с назначением Ликсутова в СМИ также обсуждался вопрос о его эстонском гражданстве, потому что по российским законам чиновник высокого ранга не имеет права быть гражданином другой страны [14]. В мэрии в декабре 2011 года заявляли, что у Ликсутова уже нет двойного гражданства [17], однако позже стало известно, что он лишился эстонского гражданства по решению правительства Эстонии только в феврале 2012 года [14], [11].

Русский Forbes в 2011 году оценивал состояние Ликсутова в 500 миллионов долларов, поставив его на 189 строчку в своем рейтинге богатейших бизнесменов России [20], [25].

Известно, что Ликсутов женат, у него двое сыновей [20], [25], [60]. Сам чиновник о себе сообщал, что живет за городом и до работы добирается на электричке [12].

Использованные материалы


[1] Заммэра Москвы по вопросам транспорта Лямов отправлен в отставку. — РИА Новости, 25.09.2012

[2] Заммэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов отправлен в отставку. — Kommersant.ru, 25.09.2012

[3] Бэла Ляув, Мария Рожкова. Транспортник без транспорта. — Ведомости, 17.05.2012. — № 89 (3103)

[4] Александра Гавычева. За парковку в центре столицы начнут брать. — Известия, 11.04.2012

[5] Автомобилистов Москвы ждут платная парковка и мобильные "подсказки". — РИА Новости, 11.04.2012

[6] Дмитрий Семенов. Чиновников пересадят на общественный транспорт. — Вечерняя Москва, 08.04.2012

[7] "Билет – это узкое место". — Газета.Ru, 04.04.2012

[8] Елизавета Титаренко. Ликсутов: В 2014 году для москвичей заработает Кольцевая железная дорога. — РБК Daily, 28.03.2012

[9] Конфликты интересов: Разбираем кейсы. — Блог Сергея Алексашенко (saleksashenko.livejournal.com), 26.03.2012

[10] СМИ: Выделенные полосы вернут москвичам на выходные. — ИА Росбалт, 22.03.2012

[11] Игорь Попов, Игорь Терентьев. Почему на борьбу с пробками 
Собянин призвал миллиардера Ликсутова. — Русский Forbes, 15.03.2012

[12] Дмитрий Семенов. Глава Департамента транспорта Максим Ликсутов: До работы добираюсь на электричке. — Вечерняя Москва, 21.02.2012

[13] ГИБДД против идеи разрешить автомобилистам в Москве ездить по выделенным полосам. — Московские новости, 17.02.2012

[14] Николай Адашкевич. Глава департамента транспорта Москвы лишился эстонского гражданства. — РИА Новости, 16.02.2012

[15] Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2011 года. — Закрытое акционерное общество "Трансмашхолдинг", 14.02.2012

[16] У бизнесмена хотят отобрать гражданство Эстонии за заслуги. — Postimees, 08.12.2011

[17] Григорий Смолицкий. Мэрия отрицает двойное гражданство нового главы департамента транспорта. — Известия, 07.12.2011

[18] Собянин назначил нового руководителя департамента транспорта Москвы. — Транспорт сегодня, 06.12.2011

[19] Максим Ликсутов назначен руководителем департамента транспорта Москвы. — РИА Новости, 06.12.2011

[20] Максим Станиславович Ликсутов. Биографическая справка. — РИА Новости, 06.12.2011

[21] Преемник Лямова пообещал отказаться от бизнеса. — BFM.ru, 06.12.2011

[22] Александра Иванюшкина, Марина Затейчук. Двойное гражданство российских богачей: Максим Ликсутов. — Slon.ru, 13.10.2011

[23] К 2014 г в Москве появится 300 км полос для общественного транспорта. — РИА Новости, 07.10.2011

[24] Максим Ликсутов, член Совета директоров ООО "Аэроэкспресс", назначен советником мэра Москвы. — Аэроэкспресс, 10.05.2011

[25] Максим Ликсутов. — Русский Forbes, 15.04.2011

[26] Изменение долей в уставном капитале ООО "Аэроэкспресс". — ООО "Аэроэкспресс", 12.10.2010

[27] Анвар Мухмудов. Махмудов - самый богатый таджик России? — Факты и комментарии, 06.02.2008. — №6 (94)

[28] Транзитная фирма намерена увести свой бизнес из Эстонии. — ИА REGNUM, 28.04.2007

[29] Александр Шугаев. Автомобилям построят спецлогистику. — Гудок, 22.01.2007

[30] Сергей Рыжкин. "Аэроэкспресс" уходит в "Трансгрупп". — Коммерсантъ, 27.03.2006. — №52/П (3383)

[31] Махмут Гареев. Центр независимых оборонных исследований. — Независимая газета, 09.12.2005

[32] Рената Ямбаева. "Трансгрупп АС" заработает на льготниках. — Коммерсантъ, 09.03.2004. — №41/В (2880)

[33] Анфиса Воронина, Анна Николаева. Аксененко довели до суда. — Ведомости, 14.10.2003. — №187 (987)

[34] Иван Ламыкин, Илья Хренников. Электричка - дело частное. — Ведомости, 30.09.2003

[35] Илья Хренников. Стол заказов для РЖД. — Ведомости, 14.07.2003

[36] Борис Косарев. Русский уголь против России: "Кузбассразрезуголь" строит альтернативный угольный терминал в Эстонии. — ИА REGNUM, 11.07.2003

[37] Назначения, отставки, выборы.(Второе полугодие 2001 года). — Кадровая политика, 10.07.2002. — №1(3)

[38] Илья Хренников. Чудо-вагоны поехали. — Ведомости, 25.04.2002

[39] Илья Хренников. Рокировочка. — Ведомости, 14.11.2001

[40] Кадровые изменения в МТК "ЮниТранс". — МТК "ЮниТранс", 12.10.2001

[41] Сергей Юрьев. Под "Юнитрансом" закачались рельсы. — Коммерсантъ, 10.10.2001. — №185 (2315)

[42] Леонид Заварский, Роман Жук. Стальные потоки пойдут в нужный порт. — Коммерсантъ, 05.10.2000. — №186 (2071)

[43] Андрей Никонов. Этот стон зовется "Иристон". — Парламентская газета, 13.04.2000. — №70(0450)

[44] Квателадзе Ирина, Леонид Шанц, Марк Кауфман. МПС и "Иристон": вокзал для двоих. — Профиль, 21.02.2000. — №178

[45] Отчет об итогах выпуска ценных бумаг Закрытого акционерного общества "Компания Трансуголь". — База "Акционерные общества России", 01.11.1999

[46] Сергей Самсонов. Смотрящий за МПС. — Вечерняя Москва, 28.05.1999. — №98 (22675)

[47] Участники семинара "Транзит грузов через Латвию". — Бизнес & Балтия, 13.05.1996. — #93 (466)

[48] Министры путей сообщения. — РЖД. История железных дорог. — Версия от 19.03.2012

[49] Миссия выполнима. — Аэрофлот. — №6, 2001 г.

[50] Максим Станиславович Ликсутов, член совета директоров, председатель Комитета по стратегии ОАО "ТрансКонтейнер". — ТрансКонтейнер (trcont.vh.ms1.ru). — Версия от 06.03.2012

[51] Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры: руководитель. — Сайт Мэра и Правительства Москвы (mos.ru). — Версия от 03.08.2012

[52] Об Университете. — Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (rea.ru). — Версия от 19.03.2012

[53] Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта. — Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации. — Версия от 19.03.2012

[54] Совет директоров. — ТрансКонтейнер. — Версия от 20.03.2012

[55] Структура. — РейлТрансАвто. — Версия от 20.03.2012

[56] Историческая справка. — Калининградский государственный технический университет. — Версия от 02.04.2012

[57] О фирме. — Coal Terminal. — Версия от 02.04.2012

[58] История Академии Военных Наук. — Академия военных наук. — Версия от 02.04.2012

[59] Ликсутов Максим Станиславович. — Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. — Версия от 03.08.2012

[60] Персона: Максим Ликсутов. — Эхо Москвы. — Версия от 03.08.2012

Челюстно-городская хирургия
Каким станет Новый Арбат после завершения масштабной реконструкции
 Лососевая путина на СахалинеРыба твоей мечты
Где наши законные морепродукты и почему они стоят так дорого
Михаил Бабич на Всероссийском аграрном форумеПосол по-киевски
Примет ли Украина нового российского диппредставителя
Максим Ликсутов«Нельзя купить машину, если у вас нет парковочного места»
Максим Ликсутов о перспективах развития дорожно-транспортной системы Москвы
Рисунок любви
Почему девушки хотят замуж за очень взрослых мужчин
Разрешите вас съесть
Кинопремьеры недели: от «Охотников за привидениями» до «Неонового демона»
Импортозамещение в картинках
Третьяковка предлагает «отбросить предвзятое мнение» по отношению к Айвазовскому
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей