Ликсутов, Максим

Вице-мэр Москвы, руководитель столичного департамента транспорта

Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры с сентября 2012 года, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы с декабря 2011 года. До этого, с мая 2011 года - советник по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэра Москвы. Ранее работал в различных транспортных компаниях: в 2001-2011 годах возглавлял совет директоров компании "ТрансГрупп АС", в 2009-2010 годах был генеральным директором компании "Аэроэкспресс", в 2000-2001 годах занимал пост президента компании "Юнитранс".

Максим Станиславович Ликсутов родился 19 июня 1976 года в городе Локса Эстонской ССР [20], [25], [50], [51], [59].

В 15 лет Ликсутов стал мастером спорта по скоростным видам подводного плавания. Он трижды был чемпионом Эстонии по этому виду спорта (в 1988, 1989, 1990 годах), в составе команды был победителем первенства СССР по подводному ориентированию (1991) и первенства Скандинавских стран (1990). Также указывалось, что в 1993 году команда, в которой был Ликсутов, установила рекорд, проплыв 100 километров в бассейне, и он попал в книгу Гиннеса [60], [16].

В СМИ Ликсутова называли выпускником Калининградского государственного технического университета (до 1994 года - Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (КТИРПиХ) [56]), где он получил диплом по специальности "бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности" [25], [40].

По информации русской версии журнала Forbes, Ликсутов начал бизнес "еще совсем молодой", в начале 1990-х. Тогда его сосед по дому и приятель Сергей Глинка, который был старше Ликсутова на 10 лет, налаживал поставки угля в Эстонию с Кузбасских шахт. Глинка предложил Ликсутову заняться очисткой и перевалкой угля в порту Таллина, и тот "сумел договориться в порту с людьми, … нашел оборудование, наладил все процессы". Сначала партнеры организовывали сбыт угля в Эстонии, а затем занялись и его экспортом [11]. Портал Slon.ru также сообщал, что "первый капитал" Глинка с Ликсутовым "заработали на транзите российского сырья через эстонские порты". По информации издания, для ведения своей деятельности в 1990-х годах в Эстонии партнеры учредили компанию WorldWide Invest [22].

Русский Forbes сообщал, что в дальнейшем Ликсутов и Глинка стали партнерами с Рустамом Аксененко, сыном министра путей сообщения (в 1997-2002 годах с небольшим перерывом [48]) Николая Аксененко. По сведениям издания, в Эстонии они вместе учредили компанию по реализации грузов, "владельцы которых не смогли заплатить МПС за их доставку в Таллинский порт" (название компании не приводилось) [11]. Между тем в 1996 году некий Максим Ликсутов упоминался в СМИ как директор АО Bupetec [47].

С 1999 года Ликсутов входил в число руководителей ряда российских транспортных компаний [20]. Так, в этом году бизнесмен стал гендиректором основанного в конце 1998 года [43] ООО "Иристон сервис" [42], [50] - компании, занимавшейся международными грузовыми перевозками железнодорожным транспортом [41]. Его предшественник на этом посту Сергей Тугаринов [44] перешел на работу в Министерство путей сообщения (по состоянию на март 2012 года, занимал пост директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ) [53]) [11], [53], [43]. Осенью того же года Ликсутов вместе с Глинкой упоминались в числе членов совета директоров компании "Трансуголь", не имеющих ее акций [45], [46].

В 2000 году "Иристон сервис" был переименован в "Юнитранс", а Ликсутов стал президентом этой мультимодульной транспортной компании. Сообщалось, что в тот период она каждый месяц перевозила около 100 тысяч тонн грузов, а в 2001 году - уже около 3 миллионов тонн [38], [49], [41], [50], [39], [51]. По версии СМИ, своим успехом компания, которую возглавлял Ликсутов, была обязана связям ее руководителя в Министерстве путей сообщения и близостью к Рустаму Аксененко [44], [41], [43].

В октябре 2001 года Ликсутов покинул "Юнитранс" [39], [50], [37], [40]. В том же году Николаю Аксененко Генпрокуратура в предъявила обвинения в превышении должностных полномочий, а также присвоении и растрате в крупном размере. Объясняя уход Ликсутова из компании газета "Ведомости" в то время писала, что его отстранили от работы, потому что деятельность компании в бытность ее "Иристон сервисом" вызывала "пристальное внимание налоговой полиции из-за предоставляемых МПС скидок с тарифа", и руководство "Юнитранса" решило попытаться избежать "неприятных ассоциаций". Против Ликсутова никаких обвинений не выдвигалось [39], [41], а Аксененко в 2002 году был освобожден от занимаемой должности, в 2003 году обвинительное заключение по его уголовному делу было утверждено и отправлено в суд, однако до суда экс-министр не дожил, скончавшись в 2005 году [11], [33].

Осенью 2001 года Ликустов перешел в "малоизвестную" на тот момент компанию ООО "ТрансГрупп АС", которая была образована летом того же года его "бывшими коллегами" по компании "Трансуголь". В названии новой компании, образованной партнерами, СМИ видели намек на ее "эстонское происхождение" (по-эстонски Aktsiaselts, AS - акционерное общество с ограниченной ответственностью [11]) [11], [27]. В числе совладельцев компании, помимо Ликсутова, значились Глинка и бизнесмен Искандер Махмудов [32], [41], [50], [39]. Русский Forbes указывал на то, что Махмудов со своим младшим партнером Андреем Бокаревым, взявшие под свой контроль "Кузбассразрезуголь", с Ликсутовым и Глинкой стали сотрудничать, не ломая "налаженный канал сбыта" угля через Эстонию. В "ТрансГрупп" Ликсутов занял пост члена совета директоров компании [39], [50]; впоследствии упоминался как председатель совета директоров "ТрансГрупп АС" (2003-2011) [15]. По информации русского Forbes, стратегию развития бизнеса" в компании "определяли Махмудов и Глинка, а Ликсутов "отвечал за оперативное управление", так как "лучше всех подходил на роль публичного человека" [11]. "ТрансГрупп" занималась грузовыми железнодорожными перевозками, причем, в отличие от своих конкурентов, у нее был собственный вагонный парк (в 2002 году в него входило всего "несколько десятков" вагонов). В 2004 году компания транспортировала в месяц около 3,7 миллионов тонн грузов [20], [25], [32], [11]. В 2004 году "ТрансГрупп" в партнерстве с Московской железной дорогой запустила электричку Москва-Калуга, ставшую первой частной электричкой в России [32].

С 2002 года Ликсутов занимал пост главы представительства компании WorldWide Invest, позже переименованной в АО "ТрансГрупп Инвест А.С." [51], [15]. При этом WorldWide Invest в 2003 году принадлежала половина акций компании "ТрансГрупп", в то время, как остальная часть находилась под контролем компаний, аффилированных с "Кузбассразрезуглем" [35].

В прессе сообщалось, что с начала 2000-х годов совладельцы "ТрансГрупп" начали скупку заводов, которые производили локомотивы, вагоны и поезда метро. Постепенно предприниматели начали объединять предприятия, что привело к созданию в 2002 году ЗАО "Трансмашхолдинг". Основным заказчиком холдинга стало ОАО "РЖД" (источники русского Forbes указывали на "особые отношения" "Трансгрупп" и с этой компанией) [11], [27], [35]. В 2003 году Ликсутов вошел в совет директоров "Трансмашхолдинга" [50], [15]; в том же году сообщалось, что "ТрансГрупп" принадлежит 50 процентов "Трансмашхолдинга" [34]. В 2007 году блокирующий пакет "Трансмашхолдинга" был продан РЖД [11], [15]. В том же 2003 году Ликсутов стал председателем правления АО Coal Terminal AS - компании, которая занималась строительством угольного терминала в Таллине и, по информации СМИ, была связана с "Кузбассразрезуглем" [15], [36], [57].

В 2005-2008 годах (по другой информации – согласно данным отчета "Трансмашхолдинга" за 4 квартал 2011 года – в 2005-2011 годах [15]) Ликсутов занимал должность генерального директора компании ООО "ТрансГрупп – Финансы и инвестиции" [50], [51], [15].

Сообщалось, что в 2005 году Ликсутов получил гражданство Эстонии "за вклад в развитие местной экономики" [20], [25], [21], [22]. В том же году, как отмечалось в некоторых биографиях Ликсутова, бизнесмен окончил Академию военных наук [31], [50] (Академия военных наук - общественная организация военных ученых, создание которой "как самостоятельного военно-научного творческого объединения" было закреплено указом президента РФ в 1994 году [58], - прим. ред.).

Весной 2007 года, на фоне охлаждения российско-эстонских отношений, Ликсутов заявил, что "не доволен" действиями эстонских политиков, чья деятельность "приводит в последнее время к множеству проблем". В связи с этим он объявил, что собирается перевести "головную контору" "ТрансГрупп Инвест" за границу [28], [11]. В то же время русский Forbes отмечал, что к 2007 году в Эстонии у Ликсутова остался "лишь простаивающий терминал да небольшой ресторан в Таллине" [11].

В 2007 году совладельцы "ТрансГрупп" создали вместе с РЖД компанию "РейлТрансАвто", специализировавшуюся на перевозке автомобилей по железной дороге (госкомпании принадлежал 51 процент ее акций) [29], [11]. В "РейлТрансАвто" Ликсутов занял пост заместителя председателя совета директоров [15], [24], [55].

Сообщалось, что в том же 2007 году Ликсутов окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова (с 2010 года - Российский экономический университет имени Плеханова [52]) по специальности "финансовый менеджмент" (в то же время, некоторые СМИ, в том числе сайт правительства Москвы, ошибочно указывали на то, что он окончил это учебное заведение в 1996 году [51], [50]) [59], [60], [20], [25].

В январе 2009 года Ликсутов занял должность генерального директора ООО "Аэроэкспресс", занимавшегося перевозками пассажиров между московскими вокзалами и близлежащими аэропортами (контрольный пакет акций компании в 2006 году был выкуплен "ТрансГрупп" через подконтрольную компанию "Дельта-Транс-Инвест" [30]; в 2010 году доля "Дельта-Транс-Инвест" составила 25 процентов [26]). Ликсутов занимал эту должность до февраля 2010 года, кроме того, он входил в состав совета директоров компании [51], [24]. Помимо вышеназванных, в 2000-х годах Ликсутов также являлся членом советов директоров ряда компаний, в том числе ООО "ТМХ Вагоностроение", ОАО "ТВЗ", ООО "УГМК-Транс", ООО "Усть-Лужский бункеровочный комплекс", ОАО "Первая Грузовая Компания" и ОАО "ТрансКонтейнер" [50], [51], [15], [54].

В мае 2011 года Ликсутов был назначен советником по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры мэра города Москвы Сергея Собянина [20], [24]. В декабре того же года СМИ сообщили о назначении Ликсутова руководителем департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы [20], [21]. Его предшественник на этом посту Николай Лямов, ранее совмещавший посты руководителя департамента транспорта и заместителя мэра по вопросам транспорта, сохранил за собой вторую должность [18], [19]. Сообщалось, что кадровые перестановки в столичном правительстве были вызваны "расширением функциональных обязанностей" департамента [21]. Собянин назвал Ликсутова "эффективным менеджером", утверждая, что ему как градоначальнику "все равно, богат он или беден" [11].

По сведениям СМИ, основной задачей Ликсутова на новом посту должно было стать введение к 2014 году в эксплуатацию Московской кольцевой железной дороги (МКЖД), интегрированной с метро, трамваями и другими транспортными системами в городе. Эта мера должна была внести значительный вклад в решение транспортной проблемы Москвы. Между тем в руководстве компании МКЖД с лета 2011 года стали появляться бывшие топ-менеджеры "Трансмашхолдинга": как отмечали в прессе, именно этот холдинг имел самые высокие шансы на то, чтобы выиграть тендер на поставку вагонов для МКЖД. Все это позволяло некоторым экспертам говорить о "совпадении интересов" - многочисленных пересечениях "бизнеса "Трансгрупп" с программами Москвы и РЖД" по развитию транспортной системы столицы [11], [9], [8].

Находясь на посту главы столичного департамента, Ликсутов остановил реализацию программы обустройства выделенных полос для общественного транспорта в Москве, начатую в 2011 году его предшественниками. Если еще осенью 2011 года Николай Лямов обещал, что к 2014 году в столице появится 300 километров выделенных полос [23], в марте 2012 года Ликсутов, несмотря на критику со стороны ГИБДД [13], объявил, что такие полосы будут действовать только в будни [10], а в следующем месяце сообщил журналистам, что новых "выделенок" и экспрессных автобусных маршрутов по ним не планируется (всего к весне протяженность выделенных полос для общественного транспорта в Москве достигла 93 километров [10]) [5]. Целью своей работы на посту ДТиРДТИ Ликсутов заявил создание "максимально комфортных условий не только для пассажиров общественного транспорта, но и для личных машин" [7]. При этом еще одной инициативой Ликустова стало то, что его подчиненные с апреля 2012 года минимум два раза в неделю обязаны были добираться до работы на общественном транспорте [6].

В апреле 2012 года Ликсутов объявил о вводе платы за парковку в центре Москвы. Планировалось, что с января 2013 года в пределах Бульварного кольца столицы можно будет припарковаться только за деньги, а за неправильную парковку будет выписываться штраф [5], [4].

25 сентября 2012 года Ликсутов, сохранив за собой пост главы департамента, был назначен также заместителем мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры вместо Николая Лямова [1], [2].

В 2012 году Ликсутов окончил негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Международный юридический институт" по специальности "менеджмент организации" [59], [60].

В прессе публиковались сведения об активах Ликсутова на момент назначения: сообщалось, что он владеет 25 процентами акций "ТрансГрупп", 25 процентами акций "Аэроэкспресса", а также долями в "РейлТрансАвто" и "Трансмашхолдинге" [20], [25], [21], [11]. Ликсутов обещал отказаться от своего бизнеса "в пользу других акционеров" [21], [18]. В мае 2012 года стало известно, что Ликсутов продал свою долю в "Трансмашхолдинге" своим бывшим партнерам Махмудову, Бокареву, а также некоторым другим менеджерам [3]. В связи с назначением Ликсутова в СМИ также обсуждался вопрос о его эстонском гражданстве, потому что по российским законам чиновник высокого ранга не имеет права быть гражданином другой страны [14]. В мэрии в декабре 2011 года заявляли, что у Ликсутова уже нет двойного гражданства [17], однако позже стало известно, что он лишился эстонского гражданства по решению правительства Эстонии только в феврале 2012 года [14], [11].

Русский Forbes в 2011 году оценивал состояние Ликсутова в 500 миллионов долларов, поставив его на 189 строчку в своем рейтинге богатейших бизнесменов России [20], [25].

Известно, что Ликсутов женат, у него двое сыновей [20], [25], [60]. Сам чиновник о себе сообщал, что живет за городом и до работы добирается на электричке [12].

Использованные материалы


[1] Заммэра Москвы по вопросам транспорта Лямов отправлен в отставку. — РИА Новости, 25.09.2012

[2] Заммэра Москвы по вопросам транспорта Николай Лямов отправлен в отставку. — Kommersant.ru, 25.09.2012

[3] Бэла Ляув, Мария Рожкова. Транспортник без транспорта. — Ведомости, 17.05.2012. — № 89 (3103)

[4] Александра Гавычева. За парковку в центре столицы начнут брать. — Известия, 11.04.2012

[5] Автомобилистов Москвы ждут платная парковка и мобильные "подсказки". — РИА Новости, 11.04.2012

[6] Дмитрий Семенов. Чиновников пересадят на общественный транспорт. — Вечерняя Москва, 08.04.2012

[7] "Билет – это узкое место". — Газета.Ru, 04.04.2012

[8] Елизавета Титаренко. Ликсутов: В 2014 году для москвичей заработает Кольцевая железная дорога. — РБК Daily, 28.03.2012

[9] Конфликты интересов: Разбираем кейсы. — Блог Сергея Алексашенко (saleksashenko.livejournal.com), 26.03.2012

[10] СМИ: Выделенные полосы вернут москвичам на выходные. — ИА Росбалт, 22.03.2012

[11] Игорь Попов, Игорь Терентьев. Почему на борьбу с пробками 
Собянин призвал миллиардера Ликсутова. — Русский Forbes, 15.03.2012

[12] Дмитрий Семенов. Глава Департамента транспорта Максим Ликсутов: До работы добираюсь на электричке. — Вечерняя Москва, 21.02.2012

[13] ГИБДД против идеи разрешить автомобилистам в Москве ездить по выделенным полосам. — Московские новости, 17.02.2012

[14] Николай Адашкевич. Глава департамента транспорта Москвы лишился эстонского гражданства. — РИА Новости, 16.02.2012

[15] Ежеквартальный отчет за 4 квартал 2011 года. — Закрытое акционерное общество "Трансмашхолдинг", 14.02.2012

[16] У бизнесмена хотят отобрать гражданство Эстонии за заслуги. — Postimees, 08.12.2011

[17] Григорий Смолицкий. Мэрия отрицает двойное гражданство нового главы департамента транспорта. — Известия, 07.12.2011

[18] Собянин назначил нового руководителя департамента транспорта Москвы. — Транспорт сегодня, 06.12.2011

[19] Максим Ликсутов назначен руководителем департамента транспорта Москвы. — РИА Новости, 06.12.2011

[20] Максим Станиславович Ликсутов. Биографическая справка. — РИА Новости, 06.12.2011

[21] Преемник Лямова пообещал отказаться от бизнеса. — BFM.ru, 06.12.2011

[22] Александра Иванюшкина, Марина Затейчук. Двойное гражданство российских богачей: Максим Ликсутов. — Slon.ru, 13.10.2011

[23] К 2014 г в Москве появится 300 км полос для общественного транспорта. — РИА Новости, 07.10.2011

[24] Максим Ликсутов, член Совета директоров ООО "Аэроэкспресс", назначен советником мэра Москвы. — Аэроэкспресс, 10.05.2011

[25] Максим Ликсутов. — Русский Forbes, 15.04.2011

[26] Изменение долей в уставном капитале ООО "Аэроэкспресс". — ООО "Аэроэкспресс", 12.10.2010

[27] Анвар Мухмудов. Махмудов - самый богатый таджик России? — Факты и комментарии, 06.02.2008. — №6 (94)

[28] Транзитная фирма намерена увести свой бизнес из Эстонии. — ИА REGNUM, 28.04.2007

[29] Александр Шугаев. Автомобилям построят спецлогистику. — Гудок, 22.01.2007

[30] Сергей Рыжкин. "Аэроэкспресс" уходит в "Трансгрупп". — Коммерсантъ, 27.03.2006. — №52/П (3383)

[31] Махмут Гареев. Центр независимых оборонных исследований. — Независимая газета, 09.12.2005

[32] Рената Ямбаева. "Трансгрупп АС" заработает на льготниках. — Коммерсантъ, 09.03.2004. — №41/В (2880)

[33] Анфиса Воронина, Анна Николаева. Аксененко довели до суда. — Ведомости, 14.10.2003. — №187 (987)

[34] Иван Ламыкин, Илья Хренников. Электричка - дело частное. — Ведомости, 30.09.2003

[35] Илья Хренников. Стол заказов для РЖД. — Ведомости, 14.07.2003

[36] Борис Косарев. Русский уголь против России: "Кузбассразрезуголь" строит альтернативный угольный терминал в Эстонии. — ИА REGNUM, 11.07.2003

[37] Назначения, отставки, выборы.(Второе полугодие 2001 года). — Кадровая политика, 10.07.2002. — №1(3)

[38] Илья Хренников. Чудо-вагоны поехали. — Ведомости, 25.04.2002

[39] Илья Хренников. Рокировочка. — Ведомости, 14.11.2001

[40] Кадровые изменения в МТК "ЮниТранс". — МТК "ЮниТранс", 12.10.2001

[41] Сергей Юрьев. Под "Юнитрансом" закачались рельсы. — Коммерсантъ, 10.10.2001. — №185 (2315)

[42] Леонид Заварский, Роман Жук. Стальные потоки пойдут в нужный порт. — Коммерсантъ, 05.10.2000. — №186 (2071)

[43] Андрей Никонов. Этот стон зовется "Иристон". — Парламентская газета, 13.04.2000. — №70(0450)

[44] Квателадзе Ирина, Леонид Шанц, Марк Кауфман. МПС и "Иристон": вокзал для двоих. — Профиль, 21.02.2000. — №178

[45] Отчет об итогах выпуска ценных бумаг Закрытого акционерного общества "Компания Трансуголь". — База "Акционерные общества России", 01.11.1999

[46] Сергей Самсонов. Смотрящий за МПС. — Вечерняя Москва, 28.05.1999. — №98 (22675)

[47] Участники семинара "Транзит грузов через Латвию". — Бизнес & Балтия, 13.05.1996. — #93 (466)

[48] Министры путей сообщения. — РЖД. История железных дорог. — Версия от 19.03.2012

[49] Миссия выполнима. — Аэрофлот. — №6, 2001 г.

[50] Максим Станиславович Ликсутов, член совета директоров, председатель Комитета по стратегии ОАО "ТрансКонтейнер". — ТрансКонтейнер (trcont.vh.ms1.ru). — Версия от 06.03.2012

[51] Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры: руководитель. — Сайт Мэра и Правительства Москвы (mos.ru). — Версия от 03.08.2012

[52] Об Университете. — Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (rea.ru). — Версия от 19.03.2012

[53] Департамент государственной политики в области железнодорожного транспорта. — Официальный Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации. — Версия от 19.03.2012

[54] Совет директоров. — ТрансКонтейнер. — Версия от 20.03.2012

[55] Структура. — РейлТрансАвто. — Версия от 20.03.2012

[56] Историческая справка. — Калининградский государственный технический университет. — Версия от 02.04.2012

[57] О фирме. — Coal Terminal. — Версия от 02.04.2012

[58] История Академии Военных Наук. — Академия военных наук. — Версия от 02.04.2012

[59] Ликсутов Максим Станиславович. — Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. — Версия от 03.08.2012

[60] Персона: Максим Ликсутов. — Эхо Москвы. — Версия от 03.08.2012

Эрдоган, Аллах и Россия
Стоит ли бояться исламизации Турции
Государства Ближнего Востока: что их ждет в XXI веке?
Эксперты РСМД пытаются предсказать будущее арабской государственности
Столица мира
Повседневная жизнь послевоенного Нью-Йорка
Ангела Меркель и Дональд ТрампМайн либер фройнд
США и ФРГ остаются близкими партнерами, несмотря на неприязнь между их лидерами
French Foreign Legionnaires carry the coffin of French politician Yves Guena during an official funeral ceremony at the Hotel des Invalides in Paris, France, March 8, 2016 REUTERS/Charles Platiau TPX IMAGES OF THE DAYУтрата масштаба
Франция рискует стать малой европейской страной
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов
Вспоминаем модели непремиальных марок, которые конкурировали с Mercedes и BMW
Чудеса селекции
Что получится, если скрестить квартиру с дачей: опыт россиян
Шведы поневоле
Исповедь россиянина, живущего в групповой семье
Добро пожаловать в рай
Жилье в Крыму: новую квартиру на полуострове можно купить за миллион рублей
Сносное настроение
Демонтаж жилых домов в Москве: что нужно знать
Вышка светит
Как выглядит частный особняк, побивший мировой рекорд этажности