Депутаты Госдумы приняли в среду во втором чтении проект нового уголовно-процессуального кодекса России.
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщает РИА "Новости", документ поддержали 290 депутатов, два человека высказались против, воздержавшихся нет.
Проект кодекса представила депутатам заместитель председателя думского комитета по законодательству Елена Мизулина.
Парламентарии внесли в кодекс ряд принципиальных поправок. В частности, установлен перечень полномочий суда. В нем указано, что такие процессуальные действия, как личный обыск, выемка, арест, временное отстранение от должности, должны производиться только с санкции суда.
В новом кодексе введена также конституционная норма - право не давать свидетельские показания против себя и родственников.
В части судебного производства принято положение, по которому уголовное дело не может быть возвращено на дополнительное расследование. Вместо этого принята норма о возвращении уголовного дела прокурору. Если прокурор отказывается от обвинения в суде, уголовное дело прекращается.
В разделе "Общие положения" появилась новая глава, в которой разведены понятия о прекращении уголовного дела и прекращении уголовного преследования.
В части ведения судопроизводства внесены поправки, согласно которым все участники судебного процесса объединены в две группы - обвинительную и защитную. Прокурор, дознаватель, следователь, частный обвинитель становятся участниками обвинительной стороны. Их оппонентами выступают адвокат и другие лица, осуществляющие защиту обвиняемого.
Поначалу парламентарии отказались принимать президентскую поправку, предусматривающую возможность назначения наказания без судебного разбирательства, если обвиняемый в преступлении небольшой и средней тяжести признает свою вину.
Однако затем депутат от фракции "Яблоко" Сергей Попов внес в поправку уточнение, согласно которой применять такую практику можно в отношении лиц, чьи преступления караются не более чем тремя годами заключения.
После этого поправка была принята.
Напомним, что проект УПК был принят в первом чтении 6 июня 1997 года. После этого он был отправлен на доработку ко второму чтению в думский комитет по законодательству.