В московской галерее "Ковчег" открылась выставка "Сто лет с огоньком", показывающая с исторической и художественной точки зрения историю табакокурения в России в ХХ веке.
На ней представлены не только тематические открытки, рекламы, картины и фотографии, но и, например, собственноручно составленная Андреем Белым "кривая курения", свидетельствующая о напрасных попытках писателя бросить курить.
Курительные принадлежности стали неотъемлемой частью имиджа, напоминает "Коммерсант", - достаточно вспомнить длинные мундштуки и тонкие пахитосы красавиц эпохи модернизма, толстые сигары карикатурных буржуев, энергично зажеванную папиросу Маяковского или неторопливые пассы с трубкой Сталина.
Курение в зависимости от эпохи и обстоятельств трактовалось то как признак порочности (в случае с проститутками), то, напротив, как верный симптом народной мудрости и крепости персонажа, а то и вовсе как необходимая часть профессионального имиджа (скажем, у шоферов-дальнобойщиков).
На выставке представлены, например, эскизы костюмов для выступлений знаменитых агитбригад "Синей блузы", где папироса - отдельный сценический аксессуар.
Есть и совсем причудливые вещи - лирическая картина Антонины Сафроновой 30-х годов, на которой мать предлагает своему ребенку поиграть со спичками.
Основная специализация галереи "Ковчег" - добротный "второй ряд" российской живописи 20-60-х годов ХХ века, и, собственно, задумана выставка была именно для "оживления" не слишком эффектного материала - и только пришедшиеся "под руку" недавно принятые Думой законы, ужесточающие борьбу с курением, создали вокруг выставки не ожидаемый кураторами ажиотаж, добавлеяет Weekend.Ru.