Новая, персональная
Попробовать
Новости партнеров

Европейских живописцев превращали в русских передвижников

Репродукция картины А. Киселева "Забытая мельница" с сайта postcards.sgu.ru

Суд оставил под стражей чету петербургских антикваров, обвиняемых в сбыте поддельных картин русских художников XIX века. Супруги Преображенские, как считает следствие, продавали коллекционерам полотна малоизвестных европейских пейзажистов, на которые были нанесены автографы русских живописцев, сообщает "Коммерсант".

Арестованные владельцы "Русской галереи", как предполагает следствие, покупали на европейских аукционах полотна малоизвестных художников, работавших в манере, напоминающей русскую живопись. Подписи оригинальных авторов заменяли автографами известных художников, в том числе Айвазовского, Киселева, Шишкина. Иногда для достоверности в картину вносили некоторые типичные детали костюмов или пейзажа. Огромный спрос на русских художников сделал этот дорогостоящий и сложный вид подделок очень выгодным.

В деле Преображенских пострадавшим пока числится один коллекционер, купивший через "Русскую галерею" около двух десятков полотен русского передвижника Александра Киселева (1838-1911). (В Третьяковке находятся три самых известных пейзажа Киселева - "Забытая мельница", "С горы" и "Сурамский перевал"). Все приобретенные бизнесменом картины были заверены экспертом Всероссийского художественного научного реставрационного центра имени Грабаря (ВХНРЦ). То, что его Киселев - поддельный, обнаружилось после просмотра нескольких европейских аукционных каталогов, в которых нашлись репродукции западных живописцев, позже превращенных в русские картины.

Ущерб от деятельности "Русской галереи" предварительно оценивается в три миллиона долларов, что является самой большой аферой на отечественном художественном рынке.

На научной конференции по экспертизе и атрибуции живописи, состоявшейся недавно в Третьяковской галерее, специалист по русской живописи XIX века Владимир Петров рассказал о подделках, подобных тем, что прошли через реставрационный центр Грабаря. Как следует из доклада Петрова, качество этих подделок - чрезвычайно высокое, картины способны ввести в заблуждение даже весьма квалифицированных экспертов. Так, в 2004 году похожий скандал разразился на лондонском аукционе Sotheby's, когда с торгов был снят пейзаж Шишкина, оказавшийся слегка переписанной работой художника Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука.