Культура
14:09, 22 ноября 2005

Европейских живописцев превращали в русских передвижников

Суд оставил под стражей чету петербургских антикваров, обвиняемых в сбыте поддельных картин русских художников XIX века. Супруги Преображенские, как считает следствие, продавали коллекционерам полотна малоизвестных европейских пейзажистов, на которые были нанесены автографы русских живописцев, сообщает "Коммерсант".

Узнайте больше в полной версии ➞

Арестованные владельцы "Русской галереи", как предполагает следствие, покупали на европейских аукционах полотна малоизвестных художников, работавших в манере, напоминающей русскую живопись. Подписи оригинальных авторов заменяли автографами известных художников, в том числе Айвазовского, Киселева, Шишкина. Иногда для достоверности в картину вносили некоторые типичные детали костюмов или пейзажа. Огромный спрос на русских художников сделал этот дорогостоящий и сложный вид подделок очень выгодным.

В деле Преображенских пострадавшим пока числится один коллекционер, купивший через "Русскую галерею" около двух десятков полотен русского передвижника Александра Киселева (1838-1911). (В Третьяковке находятся три самых известных пейзажа Киселева - "Забытая мельница", "С горы" и "Сурамский перевал"). Все приобретенные бизнесменом картины были заверены экспертом Всероссийского художественного научного реставрационного центра имени Грабаря (ВХНРЦ). То, что его Киселев - поддельный, обнаружилось после просмотра нескольких европейских аукционных каталогов, в которых нашлись репродукции западных живописцев, позже превращенных в русские картины.

Ущерб от деятельности "Русской галереи" предварительно оценивается в три миллиона долларов, что является самой большой аферой на отечественном художественном рынке.

На научной конференции по экспертизе и атрибуции живописи, состоявшейся недавно в Третьяковской галерее, специалист по русской живописи XIX века Владимир Петров рассказал о подделках, подобных тем, что прошли через реставрационный центр Грабаря. Как следует из доклада Петрова, качество этих подделок - чрезвычайно высокое, картины способны ввести в заблуждение даже весьма квалифицированных экспертов. Так, в 2004 году похожий скандал разразился на лондонском аукционе Sotheby's, когда с торгов был снят пейзаж Шишкина, оказавшийся слегка переписанной работой художника Дюссельдорфской школы Маринуса Адриана Куккука.

< Назад в рубрику