Биологи уточнили место долговременной памяти

Биологи из медицинского центра Нью-йоркского государственного университета (SUNY) и израильского института Вейцманна уточнили особую роль неокортекса - области коры головного мозга - в хранении долговременной памяти, сообщает новостная служба EurekAlert.

В своей статье, опубликованной в последнем выпуске журнала Science, исследователи пишут, что для хранения воспоминаний синапсы неокортекса, который отвечает за многие высшие когнитивные функции, в том числе владение языком, должны постоянно подвергаться воздействию фермента, называемого протеинкиназа М-зета (ПКМ-зета). Важность ПКМ-зета для памяти и ранее была известна - так, его наличие в гиппокампе необходимо для хранения пространственных образов - однако его роль в неокортексе оставалась неизвестной.

Воспоминания, которые мы приобретаем с опытом, говорят исследователи, хранятся не "статически", а "динамически": они не записаны где-то раз и навсегда, а остаются в нашей памяти благодаря постоянному функционированию определенного молекулярного механизма, в котором активно участвует ПКМ-зета. Если этот механизм приостановить, часть воспоминаний может исчезнуть.

Эксперименты на крысах подтвердили эту гипотезу. При помощи условных рефлексов животных учили избегать определенных вкусов. Затем специальные инъекции блокировали доступ ПКМ-зета в область мозга, отвечающую за вкусовую память. Крысы начисто забывали приобретенные рефлексы и переставали бояться вкусов.

Подобные эксперименты проводились и раньше, однако в них крысы забывали не вкус, а определенное место в пространстве. Кроме того, на этот раз ученые смогли уничтожить рефлексы, выученные за месяц до инъекции (учитывая продолжительность жизни, для крыс месяц - как для человека несколько лет), такие давние воспоминания еще не удавалось стереть.

Влияние инъекции на способность к дальнейшему обучению не обнаружено. Исследование может оказаться полезным для лечения часто встречающихся патологий памяти.

Брайан Уонсинк