В самой яркой сверхновой заподозрили кварковую звезду

Сверхновая 2006gy. Изображение с сайта ucalgary.ca.

Ученые из канадского университета Калгари предполагают, что обнаруженная в сентябре 2006 года удивительно яркая сверхновая 2006gy может оказаться кварковой звездой, сообщает журнал NewScientist.

2006gy, удаленная от Земли на 238 миллионов световых лет, была обнаружена 18 сентября 2006 года. Наблюдения показали, что это самая яркая сверхновая из когда-либо найденных. Энергия ее излучения превосходит среднюю энергию излучения сверхновой звезды на два порядка (по некоторым оценкам, на порядок).

Для объяснения необычной яркости предлагались разные гипотезы, в том числе взаимодействие материи с антиматерией. Ученые из канадского университета Калгари Денис Лихи (Denis Leahy) и Рашид Уйед (Rachid Ouyed) предположили, что яркость объясняется рождением так называемой кварковой звезды, состоящей из свободных кварков.

Кварки - гипотетические частицы, не существующие в природе по отдельности. Они встречаются только в группах по два (образуя быстро распадающиеся мезоны) или по три (образуя протоны и нейтроны). Некоторые физики, однако, допускают, что когда материя сжимается до сверхвысокой плотности, протоны и нейтроны могут распадаться на отдельные кварки, образуя тем самым странную материю, (названную так по одному из шести кварков, "странному"). Кубический сантиметр такой материи весил бы около миллиарда тонн.

Сверхновая такого размера, который имела 2006gy, взрываясь, "сбрасывает" внешние слои, а ядро ее превращается в очень плотную нейтронную звезду. Лихи и Уйед предполагают, что нейтронная звезда, образовавшася после взрыва 2006gy, оказалась нестабильной, и ее ядро сжалось еще больше, образуя кварковую звезду. Высвободившаяся энергия отбросила внешние слои бывшей нейтронной звезды от ядра, где они на околосветовой скорости столкнулись с остатками внешних слоев бывшей сверхновой. Свечение от этого столкновения и увидели астрономы в сентябре.

Канадские ученые продолжают наблюдения за 2006gy. Они не считают свою гипотезу доказанной и допускают, что появятся более правдоподобные.

Демократия подъехала