Берлинскому филармоническому оркестру рассказали о его связях с нацистами

Концерт Берлинского филармонического оркестра в день рождения Гитлера (1942). Фото с сайта stanford.edu

Канадский историк Миша Астер (Misha Aster), постоянно живущий в Германии, опубликовал книгу об истории взаимоотношений Берлинского филармонического оркестра с национал-социалистической партией. Работу, как отмечает британская газета The Independent, в Германии очень хорошо приняли. Так, обозреватель влиятельного еженедельника Die Welt Вольф Лепени написал: "Удивительно, что эта книга не была написана раньше". По сведениям The Washington Post, оркестр включил книгу в только что открывшуюся экспозицию о своей истории во времена Гитлера.

Автор "Das Reichsorchester" ("Оркестр рейха") Астер уделил больше всего внимания принципам взаимодействия оркестра и нацистских партийных бонз. Благодаря этому симбиозу, оркестр был обеспечен деньгами и ценными старинными инструментами, в Берлин приезжали крупнейшие исполнители и дирижеры. Музыканты были освобождены от воинской повинности. В обмен на эти блага оркестр был обязан давать обязательные концерты для организаций вроде "Гитлер Югенд" или общества "Сила через радость", а также участвовать в трехдневных празднованиях дня рождения Адольфа Гитлера. По мнению Астера, музыканты превратились в послушных госслужащих.

Историк подробно остановился также на роли знаменитого дирижера Вильгельма Фуртвенглера, возглавлявшего Берлинский филармонический оркестр в 1930-х и 1940-х. Фуртвенглер защищал от нацистов своих музыкантов-евреев и до известной степени был свободен в своих действиях, подчиняясь, в конечном счете, Геббельсу. Астер полагает, что оркестр был точным слепком общества Германии предвоенных и военных десятилетий.

Сами по себе отношения оркестра с национал-социалистами не являются тайной, но книга Астера построена на ранее не использовавшихся материалах из частных архивов музыкантов. Астер также отметил, что появление обстоятельной работы об истории оркестра в 1930-е-1940-е годы должно было появиться только по прошествии нескольких лет после смерти Герберта фон Караяна, дирижера, возглавлявшего Berliner Philharmoniker в 1955-1989 годах. Караян сам был членом национал-социалистической партии и был известен как человек властный. В его эпоху вопросы о политике оркестра при Гитлере никто задавать не решался.

Обсудить
Культура00:02 7 декабря
TAY-K

«Я выстрелю, сучка, без разговоров»

17-летний рэпер сбежал от копов, записал главный хит года и ждет смертной казни
Они ушли
Русские покидают Сирию. Там остаются тысячи террористов, а войне не видно конца
«Этим проклятым американцам мы еще покажем!»
Афганцы полюбили русских и возненавидели США
Кровавый конвейер
На Гаити круглый год режут и свежуют скот
Реджеп Тайип ЭрдоганВ спину не больно
Россия забыла обиды и взахлеб дружит с Турцией
«Караваны русов доходили до Багдада»
Украинский историк про Русь с маленькой буквы
Пробила дно
Планета-пришелец расколола Землю и сдвинула континенты
Проект наземной мобильной версии электромагнитной пушкиИ так сойдет
Америка прекратила разработку сдерживающего Россию оружия
Последняя самостоятельная машина Mitsubishi
Каким получился Mitsubishi Eclipse Cross
Все конкуренты флагмана Cadillac в России
Какие машины на российском рынке не обрадуются появлению СТ6
Тест: советские автомобили непонятного назначения
Угадай, какую работу выполняли эти машины
Самые редкие версии BMW M5
Эксклюзивные M5 для пуристов, арабских шейхов и просто прогулок с ветерком
«Меня не убили, просто развели»
Россиянка влюбилась по уши и лишилась жилья
Что-то встало за окном
Строения, вызывающие самые пошлые ассоциации
С собой не увезешь
Как живут российские олигархи за границей
Его ворсейшество
Бессмертные ковры возвращаются на стены российских квартир