Первыми конькобежцами Европы оказались древние финны

Костяные "лезвия" древних коньков. Фото с сайта iceskatesmuseum.com

Британские ученые утверждают, что первыми в Европе на коньки встали жители Южной Финляндии, и сделали они это пять тысяч лет назад. В качестве лезвий они использовали специальным образом расточенные кости животных. Экспериментальным образом установлено, что даже такие примитивные лезвия позволяли людям экономить до десяти процентов энергии, которую они истратили бы, путешествуя на то же расстояние пешком. Некоторые результаты исследования ученых из манчестерского Института биофизического и клинического изучения человеческого движения (Institute of Biophysical and Clinical Research into Human Movement) приводит газета The Times.

О том, что древнейшие коньки появились в Скандинавии на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры, было известно благодаря ряду археологических находок. Но медиков-экспериментаторов интересовало больше, в каком регионе коньки были наиболее актуальны. Оказалось, что при равных условиях (нагрузка и длина пути), эффективнее всего коньки работают именно на юге Финляндии, где, по сравнению с другими районами Северной Европы, площади сплошного природного льда самые большие - благодаря обширным озерам.

Для создания математической модели расчета энергетических затрат древнего конькобежца ученые разработали двухэтапную программу. Сначала добровольцы опробовали коньки, сделанные по образцам археологических находок, на альпийском катке. Так были измерены объем вдыхаемого кислорода, сердечные ритмы, скорость катания. На втором этапе были сделаны замеры тех же физиологических показателей во время 240 десятикилометровых забегов на первобытных коньках в разных районах Европы. Если в Финляндии испытатели коньков экономили до десяти процентов энергии, то в Норвегии - не больше трех, а в Швеции, Германии, Нидерландах - один процент или меньше.

Обсудить
Машины, которые не угонят
Какие машины не пользуются спросом у угонщиков
Невозможно короткие автомобили
Как бы выглядели машины, если бы у них была всего одна ось
Машины, которые оказались никому не нужны
На них потратили кучу времени и денег, но что-то пошло не так
До сингулярности подбросишь?
Land Rover Discovery против двух крайностей: Audi Q7 и Mercedes G 350d