Причиной отстранения от должности руководителя Главного следственного управления СКП РФ Дмитрия Довгия стала жалоба, направленная двумя следователями по особо важным делам в администрацию президента, пишет в понедельник газета "Коммерсант".
Узнайте больше в полной версии ➞В пятницу ряд российских СМИ сообщил, что Довгий и еще несколько высокопоставленных сотрудников Следственного комитета при прокуратуре (СКП) отправлены в отставку. В субботу официальные представители СКП пояснили, что Довгий отстранен от должности на время проведения служебной проверки, не поясняя, с чем она связана.
Проверка служебной деятельности Довгия была начата после обращения в администрацию президента РФ двух следователей по особо важным делам - Сергея Чернышова и Зигмунда Ложиса. Они обвинили руководителя Главного следственного управления СКП и его первого заместителя Алексея Новикова в должностных злоупотреблениях.
По данным "Коммерсанта", Чернышев, расследующий дело "Томскнефти", обвинил Довгия в том, что он пытался необоснованно и небескорыстно освободить из-под стражи одного из обвиняемых - бывшего председателя правления ОАО "Национальный банк "Траст"" Олега Коляду. Довгий, как пишет газета, во время одной из очных ставок с участием Коляды спросил у обвиняемого, не хочет ли тот выйти под залог. Сумма залога не уточнялась, однако Коляда ответил, что у него нет средств - все принадлежащие ему счета и имущество арестованы.
"Коммерсант", ссылаясь на источники в Главном следственном управлении, пишет, что на очную ставку Довгий пришел после того, как получил жалобу на действия членов следственной группы Генпрокуратуры под руководством Радмира Хатыпова, расследовавшей дело Коляды до создания следственного комитета при прокуратуре РФ. Авторы жалобы утверждали, что следователи якобы посодействовали хищению с помощью поддельных документов у обвиняемого Коляды его доли в банке "Траст". В ходе проверки, организованной Довгием, было установлено, что акции банка действительно сменили владельца, хотя на них и был наложен арест. Однако дело по факту их похищения возбуждено не было. Хатыпов, в настоящий момент, в органах прокуратуры не работает, уволившись в 2007 году по собственному желанию.
Адвокат Коляды, в свою очередь, заявила, что вопрос об освобождении ее клиента под залог был озвучен судьей на недавнем обжаловании продления ареста в Верховном суде РФ. По ее словам, судья, рассматривавший дело Коляды, предложил ему выйти под залог в один миллиард рублей, однако обвиняемый отказался, заявив, что не располагает названной суммой.
В то же время газета "Время новостей" сообщает, что в жалобе Сергея Чернышова и Зигмунда Ложиса были указаны конкретные суммы, которые Довгий получил в обмен на обещание освободить обвиняемых под залог. Так, по данным этого издания, Чернышев заявил, что Довгию было передано 2 миллиона евро за освобождение из-под стражи одного из фигурантов по делу "Томскнефти", а Ложис рассказал, что руководитель Главного следственного управления получил 1,5 миллиона долларов от одного из подозреваемых по делу, возбужденному в отношении директора компании "Петро-Юнион".
Газета "Московский комсомолец" в номере за понедельник пишет, что Довгий, официально находящийся в отпуске с 21 марта, в пятницу написал заявление в Генпрокуратуру, в котором попросил оградить его от возможных провокаций со стороны правоохранительных органов.
В заявлении, текст которого, как утверждает "МК", находится в его распоряжении, Довгий сообщил, что "за ним неотрывно следуют несколько автомобилей с одинаковыми номерами, а возле его дома демонстративно дежурят бригады наружного наблюдения". При попытке установить личности преследователей, они, по словам Довгия, предъявили удостоверения сотрудников МВД.
Коллеги Довгия, к которым "Коммерсант" обратился за комментариями, высказали предположение, что служебная проверка стала результатом конфликта внутри Следственного комитета. Они также отметили, что скандал может быть выгоден Генпрокуратуре, добивающейся возврата следствия в свое подчинение.
В Генпрокуратуре, в свою очередь, напомнили, что еще в пятницу генпрокурор РФ Юрий Чайка заявил, что не видит в происходящем скандала, а глава СКП Александр Бастрыкин, принявший решение о проверке деятельности Довгия, действует "в соответствии с законом о прокуратуре".