Хотите видеть только хорошие новости?

В лаборатории впервые получен отталкивающий эффект Казимира

Позолоченная сфера плавает над кварцевой пластинкой (слева) в бромбензоле. Справа кварцевая пластина заменена на золотую и сфера утонула. Изображение авторов исследования

Американским ученым впервые удалось получить в лаборатории "обратный" (отталкивающий) эффект Казимира. Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте Гарвардского университета, сотрудники которого принимали участие в эксперименте. Работа ученых опубликована в журнале Nature.

В основу опыта положен "обычный" эффект Казимира. Типичным примером его работы (хотя возможны и более сложные проявления эффекта, например, в жидкости) является следующий: две металлические пластины без собственного заряда помещаются в вакуум на расстояние менее 100 нанометров. При этом между ними возникает сила взаимного притяжения.

В рамках исследования ученые поместили позолоченную сферу над кварцевой пластиной в бромбензол (жидкость C6H5Br). Эффект Казимира возникал не только между сферой и пластиной, но между ними и жидкостью. При этом бромбензол "втягивался" в зазор между объектами, поддерживая сферу на плаву.

Возможность подобного отталкивающего эффекта Казимира была предсказана достаточно давно, однако впервые была проверена на практике. Отметим, что в случае замены кварцевой пластинки на золотую сила притяжения оказывалась сильнее "втягивающей" силы бромбензола и сфера тонула.

Эффект Казимира был предсказан Хендриком Казимиром в 1948 году. Одним из объяснений сути явления может служить следующее. В квантовой механике вакуум не является пустотой - в нем постоянно происходит рождение и уничтожение виртуальных частиц, в частности виртуальных фотонов. Эти объекты, являющиеся переносчиками электромагнитного взаимодействия, вызывают виртуальные колебания магнитного поля.

В вышеупомянутом примере между проводящими пластинками колебания с некоторыми частотами попадают в резонанс и усиливаются, а остальные подавляются. При этом, за счет исчезновения некоторых колебаний, создается своего рода "отрицательное давление" - колебания извне заставляют пластинки сближаться.

По словам исследователей, их результаты пригодятся при создании наномоторов, в которых между деталями будут расстояния, характерные для данного эффекта. Кроме этого, ученые считают, что их результаты позволят создавать микроскопические "компасы" (плавающие в жидкости кусочки магнитов), которые смогут измерять направление сверхслабых магнитных полей.

От 200 и выше
Может ли рост цен на водку снизить ее потребление
Ничего личного
О причинах закрытия печатных медиа
Триллион из продуктовой корзины
Российские ретейлеры подсчитали прошлогоднюю выручку
Жадность не порок
На чем экономят миллиардеры
Морозный рейс
Как авиакомпании решают проблему нелетной погоды
«Точно не для любителей джаза»
Верят ли сказке «Ла-Ла Ленда» настоящие джазмены и актрисы
Японский передовой
Как менялся празднующий 70-летний юбилей Такэси Китано
Бен Аффлек«Жалко, что сейчас так не одеваются»
Бен Аффлек о гангстерском кино и об обаянии 1920-х
Концерт Noize MC в клубе Arena Moscow.«Соскучился ли я по травле в СМИ?»
Noize MC о новом альбоме, произволе полиции и безответственности родителей