Последствия финансового кризиса приведут к тому, что рынок торговой недвижимости Москвы в ближайшее время ожидает не насыщение новыми площадями, а борьба различных форматов розничной торговли. Об этом говорится в обзоре аналитического консалтингового центра холдинга "МИЭЛЬ".
"В ближайшее время мы будем говорить не о насыщении рынка качественными торговыми центрами, а о борьбе форматов, - говорит Айдар Галеев, руководитель департамента коммерческой недвижимости аналитическом консалтинговом центре холдинга "МИЭЛЬ". - Прогнозируемое изменение потребительских предпочтений в сторону "среднего" и "ниже среднего" ценового сегмента даст толчок развитию более демократичных форматов торговли. Большим спросом будут пользоваться торговые площади, расположенные в месте наивысшего сосредоточения покупательских потоков".
По данным компании, в Москве в 2008 году были введены в эксплуатацию 15 торговых центров. Прирост качественных торговых площадей относительно предыдущего 2007 года составил 415 тысяч квадратных метров. Обеспеченность торговыми центрами жителей Москвы на сегодняшний день составляет 224 квадратных метра на 1000 жителей, что ниже среднеевропейского уровня, где данный показатель равняется 400 – 600 квадратных метров на 1000 жителей, и существенно ниже уровня США с показателями в 1200 – 1500 квадратных метров на 1000 жителей.
Наибольшее количество торговых центров располагается в центре города. Наименее обеспеченными качественной торговой недвижимостью остаются жители ВАО, где высокая доля устаревших форматов торговли тормозит развитие новых проектов.
Эксперты компании Colliers International в свою очередь отмечают, что в текущем году на рынок выйдут, в основном, те проекты, которые были заявлены на 2008 год и по разным причинам не были введены в эксплуатацию. По их мнению, вероятность открытия этих проектов достаточно велика в силу того, что они находятся на завершающих стадиях реализации и сдачи в аренду.
Эксперты Colliers также обращают внимание на тенденцию, которая укрепится на рынке в будущем году: практика ввода объектов с торговой галереей, открытой на 50 - 60 процентов, может стать обычной для рынка торговой недвижимости (ранее типичным считалась доля в 70-80 процентов).
Аналитики консалтинговой компании RRG полагают, что торговые центры в хороших местах и с грамотной концепцией будут по-прежнему пользоваться спросом арендаторов. А вот у менее удачных проектов возникнут существенные проблемы с заполняемостью, которые повлекут за собой столь же существенное снижение арендных ставок – на складские комплексы до 10-15 процентов, на торговые 20-30 процентов.
Среда обитания