Миног уличили в выбрасывании собственных генов

Ученые выяснили, что миноги - низшие позвоночные из класса круглоротых - в ходе развития избавляются от огромных кусков генома. Статья с описанием открытия опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Коротко об исследовании рассказано на портале ScienceNOW.

Группа биологов пыталась получить полную последовательность ДНК миног, однако все их усилия заканчивались неудачей. Пытаясь разобраться, в чем дело, ученые покрасили клетки миног по специальной технологии, которая позволяет увидеть, есть ли в геноме разрывы. Судя по интенсивности окрашивания, ДНК всех клеток миног разорвана в такой степени, какая обычно характерна для умирающих клеток.

Дальнейшие исследования показали, что половые клетки миног содержат участки ДНК, которых нет в других типах клеток. В частности, авторы наблюдали за повторяющимися последовательностями, получившими название Germ1. Они выяснили, что по мере развития нового организма число повторов постепенно сокращается. Миноги начинают выбрасывать "ненужную" ДНК практически сразу после оплодотворения. В общей сложности они сокращают свой геном на 20 процентов.

Назначение такой "чистки" на данный момент неясно. Вероятнее всего, миноги просто используют более примитивную технику инактивации ДНК, неактивной в конкретном типе клеток. Организмы, находящиеся на более высоких ступенях эволюционной лестницы "выключают" такую ДНК, переводя ее в неактивное состояние (оно получило название гетерохроматина).