Итальянское общество изучения современной истории (SISSCo) заявило официальный протест в связи с попавшим в начале июля в прессу письмом руководителя секции истории отделения историко-филологических наук РАН Валерия Тишкова, запросившего у академических институтов сведения об известных им случаях фальсификации истории в ущерб интересам России.
Узнайте больше в полной версии ➞Английская версия письма, под которым подписались также представители Итальянской ассоциации славистов (IAS), была 13 июля разослана участникам интернет-сети H-Net Humanities & Social Sciences OnLine, объединяющей исследователей и преподавателей всего мира. Итальянская версия документа датирована 2 июля, под ним стоит подпись президента SISSCo Андреа Грациози.
В письме итальянских ученых говорится, что общество изучения современной истории всегда выступало против любого вмешательства государства в научные дебаты и было обеспокоено указом президента России Дмитрия Медведева о создании Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Запрос Валерия Тишкова, по мнению его итальянских коллег, "не нуждается в комментариях". Авторы письма были "поражены" тем, что Тишков поставил свою репутацию под угрозу, подписав документ, который не мог не вызвать осуждения со стороны международного сообщества. Итальянские историки и слависты также указывают на то, что подобные действия наносят ущерб имиджу России как свободного гражданского общества и страны с богатой культурой.
Сам Валерий Тишков 1 июля объяснил в интервью "Радио Свобода", что сведения о фальсификациях истории были нужны ему для публицистической статьи, в которой он намеревался "в чем-то даже подискутировать" с указом о создании комиссии. Тон запроса, по словам Тишкова, был обусловлен тем, что его составлял ученый секретарь. Кроме того, Валерий Тишков пообещал отозвать свой запрос.
Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России была создана 19 мая. Ее возглавил руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, а в состав комиссии вошли как представители силовых ведомств, так и ученые и общественные деятели.