Президент США Барак Обама поддержал министра обороны Роберта Гейтса, пообещав наложить вето на решение Конгресса продолжить финансирование альтернативного двигателя F136 для перспективного истребителя F-35. "Я полностью поддерживаю позицию министра Гейтса по вопросу второго двигателя F-35", - говорится в заявлении Обамы, опубликованном на сайте Белого дома. По словам Обамы, Гейтс подтвердил эффективность своей политики по пересмотру многих военных проектов.
Узнайте больше в полной версии ➞Пентагон на протяжении последних нескольких лет не оставляет попыток закрыть программу создания F136. По оценке Министерства обороны США, двигатель является лишь дополнительной статьей расходов и от его создания Пентагон никакой выгоды не получит. Между тем Конгресс поддерживает F136 поскольку считает, что создание альтернативного двигателя приведет к конкуренции между разработчиками основной силовой установки F135, компанией Pratt & Whitney, и F136 - консорциума General Electric/Rolls Royce. Считается, что в результате цены на конечную продукцию значительно снизятся.
Ранее Гейтс неоднократно заявлял, что если Конгресс вновь включит финансирование F136 в военный бюджет, он будет рекомендовать президенту Бараку Обаме наложить вето на это решение.
Между тем F136 продолжает набирать как сторонников, так и противников. В частности, создание двигателя уже поддержали Палата представителей Конгресса США и Комиссия Палаты представителей по делам вооруженных сил. Последняя предложила финансировать проект за счет программы разработки F-35. Против двигателя F136 выступают Комитет по делам вооруженных сил Сената США и Научно-исследовательская служба Конгресса США.
Споры вокруг F136 в 2010 году ведутся наиболее активно по нескольким причинам. Во-первых, они являются открытым противостоянием Конгресса и Пентагона на фоне обещания Гейтса добиться закрытия программы любыми средствами. Во-вторых, в ноябре 2010 года должны состояться выборы в Конгресс, в ожидании которых обострилась политическая борьба между демократами и республиканцами.
Разработка двигателей для F-35 уже подходит к завершению. В частности, Pratt & Whitney уже передала разработчикам F-35 последний экземпляр из первой опытной партии двигателей F135. В середине февраля Lockheed Martin, создающая F-35, получила первый серийный F135. Компания также объявила о готовности открыть масштабное серийное производство F135. General Electric, создающая альтернативный двигатель для F-35, в марте 2010 года отчиталась о завершении испытаний форсажных режимов на F136.