Металлург Владимир Лисин намерен купить долю в Первой грузовой компании (ПГК), крупнейшем железнодорожном операторе в России. Газета "Коммерсант" пишет, что сумма сделки может составить 1,25 миллиарда долларов.
Узнайте больше в полной версии ➞По данным издания, Лисин, владелец Новолипецкого металлургического комбината, обсуждает возможность покупки 25 процентов акций ПГК, оперирующей 200 тысячами вагонов в России. Еще 25 процентов ПГК, которая принадлежит РЖД, будет продано на бирже.
Лисин, купив долю в ПГК, сможет полностью замкнуть цепочку транспортировки своей продукции. Сейчас Лисину уже принадлежат крупные активы в речном судоходстве, а также портовые терминалы в порту Петербурга, Усть-Луге, Туапсе и Таганроге.
ПГК была создана в 2007 году в результате реформы РЖД, чтобы привлечь дополнительные средства на обновление российского парка вагонов. Поскольку РЖД является естественной монополией с регулируемыми тарифами, компания не могла конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава, тогда как тарифы ПГК не регулируются.
Сейчас РЖД также создает Вторую грузовую компанию (ВГК), которая, как предполагается, начнет свою деятельность с октября этого года. Ранее президент РЖД Владимир Якунин отмечал, что железнодорожная компания Globaltrans предложила купить до 50 процентов акций создаваемой ВГК. Если сделка РЖД с Globaltrans будет оформлена, то решение РЖД о продаже доли в ПГК должно быть отменено, указывал Якунин. По его мнению, продажа доли в ПГК противоречила бы интересам государства.
Лисину, компания которого обеспечивает около 5 процентов всего железнодорожного грузооборота в России, уже принадлежит собственный железнодорожный оператор (Независимая транспортная компания), владеющая примерно 6 тысячами вагонов.
В 2009 году Лисин возглавил рейтинг самых богатых россиян по версии журнала Forbes. Его состояние журнал оценил в 15,8 миллиарда долларов, что на 10,6 миллиарда долларов больше, чем в 2008 году.