Конституционный суд Украины выступил с комментарием, который может подорвать обвинения в адрес экс-президента Леонида Кучмы, проходящего по делу об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. Комментарий посвящен конституционному запрету на использование доказательств, установленных с нарушением закона.
С соответствующим запросом в Конституционный суд, как отмечает ИА "Новости-Украина", в июле обратилась Служба безопасности Украины. СБУ попросила объяснить статью 62 Конституции Украины, которая констатирует, что обвинение не может основываться на доказательствах, полученных незаконным путем. Поводом для обращения, как отмечает агентство, стало то, что обвинения против Кучмы основаны на компрометирующих пленках бывшего офицера госохраны Николая Мельниченко, который не был официально уполномочен прослушивать своего шефа и его собеседников.
Текст комментария размещен на сайте КС. Имя Кучмы в тексте не упоминается, хотя речь идет о процессуальных нормах, которые касаются дела экс-президента.
Суд констатировал, что обвинение не может основываться как на фактах, "полученных в результате оперативно-розыскной деятельности уполномоченным на то лицом с нарушением порядка", так и на фактах, "полученных путем совершения целенаправленных действий по их сбору и фиксации лицом, не уполномоченным на осуществление оперативно-розыскной деятельности".
Последнее замечание может быть как раз отнесено в адрес Мельниченко, который занимался "прослушкой" в кабинете президента.
Запись из архива Мельниченко (на которой человек с голосом, похожим на голос Кучмы, приказывает "разобраться" с неугодным журналистом), была известна давно. Однако дело на бывшего президента завели лишь в 2011 году. Его обвинили в отдаче незаконных приказов, которые привели к убийству журналиста.
Сам Кучма все обвинения в свой адрес отвергает. Пленки Мельниченко он не считает доказательством своей вины. Прокуратура, в свою очередь, приобщила пленки к делу в качестве вещественных доказательств.
В прессе, обсуждавшей дело против Кучмы, среди прочего выдвигалась версия, что власти, инициировав уголовное преследование экс-президента, нацелены не на успешное завершение дела, а на его развал (чтобы — на фоне многолетних слухов о причастности Кучмы к гибели Гонгадзе — обвинения в его адрес были официально признаны несостоятельными).