Посольство РФ в Южной Осетии отреагировало на заявления экс-кандидата в президенты республики Аллы Джиоевой, которая недавно попыталась возложить на Россию ответственность за действия южноосетинских депутатов. Об этом сообщает агентство "Рес". В посольстве претензии Джиоевой отвергли как необоснованные.
Узнайте больше в полной версии ➞Поводом для недавних выступлений экс-кандидата в президенты стал отказ парламента Южной Осетии утвердить отставку генпрокурора и главы Верховного суда. Отставка этих должностных лиц была предусмотрена соглашением, которое 9 декабря подписали Алла Джиоева и действующий президент республики Эдуард Кокойты. Гарантом соглашения выступила Россия, подписанию договора предшествовали переговоры Джиоевой с представителем администрации президента РФ Сергеем Винокуровым, прибывшим в Цхинвали.
Договор прежде всего подразумевал немедленную отставку Кокойты (срок полномочий которого, впрочем, в любом случае почти истек), а также увольнение некоторых представителей его окружения. Взамен Джиоева и ее сторонники соглашались прекратить акции протеста и признать решение о проведении повторных президентских выборов (на предыдущих выборов Джиоева, будучи кандидатом от оппозиции, победила главу МЧС Анатолия Бибилова, который, как считается, пользуется поддержкой в российском руководстве; однако президентом она не стала: итоги выборов были отменены Верховным судом).
Кокойты соглашение выполнил: ушел в отставку и подал в парламент представление на увольнение генпрокурора Таймураза Хугаева и председателя ВС Ацамаза Биченова (в соответствии с законодательством, их отставку должны были утвердить депутаты). Однако при голосовании большинство депутатов отставку не поддержали.
Джиоева в ответ обвинила парламент в "беззаконии" и срыве соглашения. Она также заявила об ответственности России. "Российская сторона как гарант выполнения подписанного соглашения между Кокойты и Джиоевой отвечает за действия парламентариев, которые нарушили один из главных пунктов соглашения", - утверждала Джиоева.
Между тем, хотя в соглашении и утверждалось, что "парламент РЮО принимает решение об освобождении указанных лиц с занимаемых должностей", депутаты этот документ не подписывали (его подписали Джиоева и Кокойты). Соответственно, никаких обязательств на себя парламентарии не брали.
В российском посольстве считают, что утверждение Джиоевой об ответственности России за южноосетинских депутатов "не имеет под собой ни юридических, ни моральных оснований". "Российская сторона не может предопределять те или иные решения законодательного и коллегиального органа другого государства, - отметили в дипломатическом представительстве. - Оказание давления на югоосетинских законодателей ... считаем недопустимым".
В посольстве также высказали мнение, что "главная цель соглашения достигнута" и что "сделано все для разрядки сложно общественно-политической ситуации".
Между тем оппозиция, недовольная тем, что часть ее требований не была выполнена, 15 декабря возобновила акции протеста. В центре Цхинвали вновь собрались сторонники Джиоевой (по различным данным, от 100 до 200 человек). Правда, к вечеру они разошлись, выразив готовность собраться вновь в ближайшие дни.