Министерство экономического развития внесло коррективы в законопроект о "Федеральной контрактной системе" (ФКС), позволяющие общественным организациям обжаловать результаты торгов в суде, подавая иски в защиту интересов неопределенного круга лиц. Об этом в номере от 13 февраля пишет газета "Ведомости", которой удалось ознакомиться с текстом изменений.
Узнайте больше в полной версии ➞Прежняя версия ФКС позволяла делать это только участникам торгов. Таким образом, в случае принятия закона, граждане или общественные организации, обнаружившие нарушения в системе госзакупок, могли бы подать жалобу в ФАС, но не имели возможности обратиться в суд.
Ранее Федеральная антимонопольная служба подготовила собственный законопроект, альтернативный ФКС. Согласно документу, обжаловать торги, в том числе в суде, может практически любое лицо. Действующий закон о госзакупках - 94-ФЗ также позволяет обращаться в суд и физическим лицам.
Начальник управления ФАС Михаил Евраев сообщил изданию, что обратиться с жалобой к антимонопольщикам можно только до окончания торгов по закупке. По его словам, это основной инструмент борьбы с нарушениями закона, обращений в суд крайне мало.
Как отмечает "Коммерсантъ", в начале февраля 2011 года Высший арбитражный суд РФ (ВАС) подтвердил право любого физического или юридического лица оспаривать в суде или в государственном контрольном органе итоги проведения торгов по госзакупкам. Фактически, ВАС признал участником торгов любого, кто имел возможность ознакомиться с условиями размещения государственного заказа.
Минэкономразвития внесло в правительство законопроект о ФКС в конце 2011 года. В ведомстве рассчитывают, что документ будет принят в ходе весенней сессии Госдумы и вступит в силу с лета 2012 года. В ответ ФАС подготовила альтернативный законопроект, так как считает, что документ министерства "не выдерживает никакой критики".
Действующий закон о госзакупках - 94-ФЗ - подвергается жесткой критике со стороны как чиновников, так и предпринимателей. Первые считают, что он не защищает государство от недобросовестных поставщиков, вторые - что закон не защищает бюджет от коррупции. В то же время, закон сделал возможным контролировать закупки со стороны общества и предпринимателей, так как информация о всех контрактах, заключенных с государством, размещается на едином сайте.