Государственная программа по развитию авиационной промышленности до 2025 года, разработанная Минпромторгом, потребует 1,7 триллиона рублей бюджетных средств. Как пишет "Коммерсантъ", документ был направлен на согласование в профильные ведомства еще в конце прошлого года, в 2012 году его предстоит утвердить в правительстве.
Узнайте больше в полной версии ➞Подготовленная программа описывает основные задачи отрасли до 2025 года. По планам Минпромторга, российское самолетостроение должно занять десять процентов мирового рынка, а вертолетостроение - 27-30 процентов. Кроме того, доля отечественных сборщиков и поставщиков в стоимости российских самолетов должна достичь не менее 70 процентов.
Для сравнения, в начале 2011 года Минпромторг прогнозировал, что доля России на мировом рынке гражданских самолетов к концу 2012 года составит около четырех процентов, а на рынке гражданских вертолетов - около пяти процентов.
Минпромторг предлагает сделать упор на развитии гражданского самолетостроения, которое частично может финансироваться за счет доходов от строительства и продажи военных самолетов. В частности, ведомство предлагает отдать приоритет проектам Sukhoi Superjet и МС-21. Но, по подсчетам министерства, эта продукция сможет занять только 6,6 процента мирового рынка. Поэтому чиновники предлагают запустить программу "Самолет-2020", в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации.
В документе отмечается, что на финансирование проектов Sukhoi SuperJet и МС-21 до 2015 года необходимо тратить ежегодно около 10-15 миллиардов рублей. В то же время, на реализацию текущих проектов Ту-204СМ и Бе-200 планируется тратить по 37 миллионов рублей в 2012-2013 годах, после чего закончить их господдержку.
Для развития отечественного авиапрома Минпромторг планирует сохранить максимально возможные для ВТО пошлины на иностранные самолеты (7,5 процента - для широкофюзеляжных, 12,5 процента - для узкофюзеляжных и 8 процентов - для региональных).
Для вертолетостроительной отрасли до 2016 года запланировано создание нового легкого вертолета, а также открытие центров по производству отдельных компонентов и центров послепродажного обслуживания техники на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке.
Кроме того, с 2016 по 2020 год должны начаться массовый вывод на рынок гражданских вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2. Также запланирована разработка перспективной вертолетной техники, среди которой скоростной вертолет с крейсерской скоростью до 350-450 километров в час (в 1,5-2 раза больше, чем у обычного Ми-8).
Изначально планировалось, что программа будет подготовлена еще к апрелю 2011 года. Но концепция, предложенная Минпромторгом, не устроила правительство из-за отсутствия программных мероприятий и несоответствия бюджету. В 2011 году на поддержку авиапрома выделили из бюджета около 70 миллиардов рублей.