Инженеры придумали пробки для тоннелей метро

Пробка для подземки из армированного вектрана. Фото ILC Dover

Инженеры из департамента по науке и технологиям при министерстве национальной безопасности США совместно с сотрудниками Университета Западной Вирджинии разработали устройство, напоминающее надувную пробку, способное перекрывать подземные тоннели в случае пожара, наводнения или распыления опасных газов. Об успешном испытании устройства говорится в пресс-релизе департамента, который приводит сайт PhysOrg.com.

Установка водонепроницаемых шлюзов в метро является затратным и не всегда возможным предприятием, поэтому инженеры решили создать альтернативную технологию. Они предложили использовать для изоляции надувные устройства, хранящиеся прямо в тоннелях и способные при необходимости герметизировать аварийный участок за несколько минут.

Перед разработчиками была поставлена задача, во-первых, обеспечить герметичность изоляции, чтобы не допустить распространения дыма или ядовитых газов. Для тоннелей характерно в целом круглое сечение, но они имеют далеко не гладкую поверхность - пути, кабели, коммуникации, аварийные проходы существенно усложняют задачу герметизации такого пространства. Во-вторых, от устройства требовалась способность выдерживать давление воды в полностью затопленном тоннеле.

Инженеры решили эти задачи, создав пробку в виде капсулы, внешний диаметр которой существенно превосходил диаметр самого туннеля, что позволяло складкам пробки заполнять полости.

В ходе испытаний полноразмерного прототипа оказалось, что изначальный однослойный вариант оказался не способен выдержать давление воды в туннеле. Чтобы добиться результата, инженерам пришлось разработать пробку, состоящую из трех отдельных слоев. Внешний слой был сделан из армированого сеткой вектрана - износостойкого материала, из которого производят скафандры астронавтов NASA. Средний слой состоял из неармированного вектрана, а внутренний, заполняемый воздухом или водой, из полиуретана. В ходе испытаний, для которых разработчикам пришлось построить бетонный макет тоннеля, пробку сначала заполнили воздухом, затем заменили его на воду и, наконец, затопили тоннель водой.

Пожары и наводнения, а также теракты в метро способны приводить к тяжелым последствиям. 13 апреля 1992 года в Чикаго из-за протечки в одном из тоннелей были затоплены подземные помещения в центре города, что привело к эвакуации четверти миллиона жителей и нанесло ущерб в 2 миллиарда долларов. Воду из системы тоннелей пришлось откачивать в течение шести недель.

Обсудить
Наука и техника00:02Сегодня
Стив Джобс

Гнилой пепин

Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Африканский «боярышник»
Как спиваются жители Черного континента
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Старикам здесь не место
В Швейцарии хотят разрешить эвтаназию пожилым людям
Тимофей Бордачев: «Убирайтесь, но заплатите высокую цену»
Европейцы хотят развестись с Британией по-жесткому
Закон, удобный во всех отношениях
Новый пакет санкций нужен США для давления не только на Россию, но и на Европу
Кистью и краской
Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши
Стив ДжобсГнилой пепин
Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Ждите гостей
Доказано существование высокотехнологичной цивилизации в Млечном Пути
Томас БахБахнули из МОК
Чем грозит России странное заявление Томаса Баха в New York Times
От Криштиану до Роналду
Самые яркие моменты встреч между сборными России и Португалии
Не стыдно и обидно
Гол Криштиану стал единственным в игре Роcсия — Португалия на Кубке конфедераций
Попробуй повтори!
Как видеоповторы могли бы изменить историю мирового футбола
Аскот, ВеликобританияДень безумных шляп
Почему британские аристократы, съехавшиеся на скачки в Аскоте, так странно одеты
Миллениалы в бегах
Куда иммигрировать молодому россиянину, мечтающему жить за границей
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Тест и стоимость владения Skoda Superb
Длительный тест универсала Skoda Superb: итоги
Самые крутые участники гонки Pikes Peak
Лучшие автомобили «Гонки в облаках» за ее 101-летнюю историю
Самые качественные машины в мире
Машины каких брендов ездят в сервис реже остальных
Русская рулетка
Как спланировать гонку в 24 часах Ле-Мана и почему эти планы могут не сработать
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе