Астрономы нашли необычное скопление галактик

Центральная галактика кластера "Феникс". Изображение с сайта CfA

Специалисты из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики обнаружили крупное скопление галактик, которое установило несколько новых космических "рекордов". Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном 15 августа на сайте центра.

Скопление галактик SPT-CLJ2344-4243, получившее неофициальное название "Феникс", обнаружено на расстоянии 5,7 миллиарда световых лет от Земли. По словам астрономов, это один из самых больших подобных кластеров во Вселенной. Кроме того, кластер "Феникс" оказался одним из самых ярких источников рентгеновского излучения.

Однако больше всего астрономов удивила необычная активность кластера. Галактики, лежащие в центре таких скоплений, обычно являются "спящими" и не рождают новых звезд. Однако центральная галактика кластера "Феникс" характеризуется очень интенсивным звездообразованием: анализируя изображения, полученные телескопом "Чандра", астрофизики пришли к выводу, что в год она формирует около 740 новых звезд, то есть примерно две звезды в день. Как сказано в пресс-релизе исследовательского центра, ни один кластер во Вселенной не обладает настолько высокой скоростью формирования звезд.

По словам исследователей центра астрофизики, активное образование звезд в центральной галактике "Феникса", возможно, заставит ученых пересмотреть гипотезы о роли черных дыр в формировании звезд. Сверхмассивные черные дыры (то есть дыры с массой свыше миллиона солнечных), находящиеся в центрах галактик, традиционно связывали с низкой скоростью звездообразования в таких галактиках. Согласно последним представлениям ученых, черные дыры препятствуют остыванию газа до состояния, когда может начаться формирование звезд. Однако интенсивное образование звезд в центральной галактике в кластере "Феникс" противоречит этой гипотезе.

Лучшее автомобильное видео мая