Проигрыш Гарри Каспарова компьютеру Deep Blue в 1997 году мог стать результатом сбоя в программе. Об этом в своей книге The Signal and the Noise пишет специалист по статистике и журналист The New York Times Нейт Силвер. Выдержку из книги приводит The Washington Post.
Узнайте больше в полной версии ➞Для своей книги Нейт Силвер взял интервью у Мюррея Кэмбелла, одного из создателей Deep Blue. Кэмбелл рассказал, что в программе компьютера была обнаружена ошибка. Программа была написана таким образом, что, если время ожидания хода превышало определенное пороговое значение, машина обращалась к случайному выбору. По словам Кэмбелла, подобное поведение было замечено во время тестирования, но создатели компьютера были уверены, что исправили ошибку.
По словам Кэмбелла, 44 ход первой партии и стал таким "случайным" ходом. В свою очередь именно этот ход был воспринят Каспаровым (и позже специалистами по шахматам, которые анализировали игру) как заявка на тонкую стратегию. Более того, в интервью Wired в 2001 году гроссмейстер Яссер Сейраван назвал именно этот ход очень изящным, отрезающим возможность контратаки. По мнению Сейравана, именно этот ход "сбил Каспарова с толку".
Как следствие Каспаров стал совершать ошибки, поскольку был уверен, что Deep Blue был заточен для игры именно против него - в 1996 году он уже побеждал более раннюю версию машины. Позже именно этот ход стал основой для слухов о том, что в игру компьютера вмешивались люди. Эти слухи усилились после того, как Гарри Каспаров потребовал предоставить ему распечатку логов партии, а IBМ не сделала этого.
Помимо 1997 года Каспаров играл с Deep Junior в 2003 году. Серия из 6 матчей закончилась ничьей - у машины и у человека было по одному выигрышу и четыре ничьи. Другим известным матчем была игра Владимира Крамника против Deep Fritz в 2002 году, которая закончилась поражением гроссмейстера. Полный список матчей людей и машин можно посмотреть тут.