Американские антропологи реконструировали перемещение статуй с острова Пасхи с помощью четырехтонной бетонной реплики, которую ученые заставили "ходить". Работа исследователей опубликована в журнале Journal of Archaeological Science, а ее краткое содержание приводит NatureNow.
Узнайте больше в полной версии ➞Для изготовления реплики ученые предварительно составили трехмерную модель одной из реальных моаи (так называют статуи с острова Пасхи). Затем на основе этой модели была изготовлена бетонная копия весом около четырех с половиной тонн.
Реплику установили в вертикальном положении на одной из дорог острова и перемещали, раскачивая из стороны в сторону на двух канатах. Третий страховочный канат был укреплен сзади - он был нужен, чтобы предотвратить падение статуи вперед. Таким образом бетонную моаи менее чем за час удалось передвинуть на расстояние в 100 метров.
Ученые утверждают, что именно такой способ передвижения использовали местные жители, изготовившие чуть менее тысячи статуй, установленных по всему острову. По словам антропологов, об этом свидетельствует форма моаи, благодаря которой ее центр массы расположен внизу и сдвинут немного вперед - это существенно упрощает "шагание". Кроме того, об этом говорит и тот факт, что большинство брошенных на пути из каменоломни статуй лежат "лицом вниз" там, где дорога идет вниз и "лицом вверх" там, где дорога идет вверх.
Многие ученые склоняются к альтернативной гипотезе транспортировки и считают результаты реконструкции неубедительными. Они утверждают, что статуи из каменоломни перетаскивали волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. Поскольку это требовало много древесины, то впоследствии, как утверждают некоторые ученые, привело к полному уничтожению местного леса и закату островной цивилизации. Такая версия изложена, например в книге Джареда Даймонда "Коллапс".
Научные споры относительно механизма транспортировки моаи не утихают на протяжении десятков лет. Так, гипотезу о шагающем способе перемещения ранее высказывал чешский исследователь Павел Павел. В 1986 году совместно с Туром Хейердалом сначала в Чехии, а затем на острове Пасхи он реконструировал шагающее перемещение бетонной реплики.
Позднее некоторые британские исследователи даже утверждали, что загадка транспортировки никогда не будет разгадана из-за того, что настоящих дорог, по которым перемещались моаи, не сохранилось.