Госмонополия «Российские железные дороги» предложила государству отдать в уставный капитал компании средства Фонда национального благосостояния. Как пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на анонимные источники, в РЖД считают, что взамен фонд мог бы получить акции компании, с которых монополия платила бы дивиденды государству.
Узнайте больше в полной версии ➞По данным издания, речь идет о 6-12 процентах акций РЖД, которые сейчас полностью принадлежат государству. В монополии считают, что выйти из уставного капитала Фонд национального благосостояния смог бы через несколько лет в рамках приватизации части госактива. Правда, пока закон запрещает Фонду, в котором хранятся средства, накопленные в годы высоких цен на нефть, напрямую вкладываться в акции.
Средства от государства РЖД необходимы на реконструкцию БАМа и Транссиба — на эти цели монополия хотела бы получить 260 миллиардов рублей. Предполагается, что ФНБ оплатит только часть из этих трат, а остальное будет выделено напрямую из бюджета. Как именно будут распределены расходы, пока неизвестно; источник «Коммерсанта» утверждает, что сейчас обсуждается пропорция 50 на 50.
По данным РИА Новости, в Минэкономразвития знают об инициативе РЖД и просчитывают потенциальный эффект от нее. В то же время газета «Ведомости» 3 июля писала, что в РЖД считают правильным полностью профинансировать модернизацию БАМа и Транссиба из бюджета, не привлекая средства ФНБ. При этом еще в конце июня в железнодорожной компании заявляли, что претендуют на деньги фонда.
В РЖД не могут самостоятельно финансировать стройку, так как инвестиции в проект неокупаемы на горизонте в 50 лет. В то же время с точки зрения бюджетной эффективности траты могут окупиться в течение 22 лет, считают в компании.
Власти России приняли решение распечатать Фонд национального благосостояния для финансирования инфраструктурных проектов в 2013 году на фоне замедления темпов экономического роста. Всего на инфраструктуру будет потрачено 450 миллиардов рублей из денег фонда. При этом одно из условий выделения средств заключается в окупаемости инвестиций.
БАМ и Транссиб — основные транспортные магистрали на Дальнем Востоке. Обе железнодорожные магистрали строились в советское время, и сейчас в периоды пиковых загрузок не могут обеспечить необходимую пропускную способность, в результате чего на Дальнем Востоке скапливаются тысячи вагонов.