Руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил журналистам о том, что в агентстве не собираются отказываться от освящения ракет и окропления их святой водой. При этом данная предстартовая операция проводится по инициативе отдельных сотрудников агентства, которые отвечают за определенные этапы подготовки ракеты к старту. Поповкин заявил журналистам «Интерфакса», что не видит смысла ограничивать религиозные обряды своих подчиненных.
Узнайте больше в полной версии ➞«Если у них православная вера и положено проводить какие-то обряды, в том числе освящение, то пусть освящают. Зачем запрещать? У нас свобода вероисповедания», — пояснил Поповкин журналистам. Он уточнил, что ни в одном документе Роскосмоса окропление святой водой или какие-то иные религиозные обряды не фигурируют и вноситься туда не будут.
Руководитель федерального космического агентства также пояснил, что надежность ракеты зависит не от освящения, а от изготовления на заводе, испытания на космодроме и от соблюдения правильной подготовки к старту. Полный комплекс всех процедур по сборке, испытаниям, перевозке к стартовой площадке и установке ракеты занимает зачастую больше месяца, однако это не обеспечивает полной защиты от аварий. По данным телеканала «Вести», копия репортажа которого размещена на официальном сайте Роскосмоса, освящать ракеты начали еще в 1998 году.
Свой пост Владимир Поповкин занял после того, как предыдущий глава агентства, Анатолий Перминов, был отправлен в отставку. Причиной отставки послужил аварийный запуск трех спутников системы ГЛОНАСС, которые из-за отказа разгонного блока упали в Тихом океане. Несмотря на смену руководства, в 2011 году Роскосмос потерял сразу несколько космических аппаратов, включая грузовой корабль «Прогресс» (первая авария после 134 успешных стартов с 1978 года) и марсианскую автоматическую межпланетную станцию «Фобос-грунт» (связь потеряна в первые часы запуска). В 2012 году череда аварий прервалась, но 2 июля 2013 года сразу после старта отклонился от курса, загорелся и упал «Протон-М» с тремя спутниками ГЛОНАСС. Расследование причин аварии показало, что блок датчиков угловой скорости установили вверх ногами, причем при этом к нему применили «силовое воздействие»; в итоге комиссия обязала Роскосмос снабдить датчики «защитой от дурака», исключающей их неправильный монтаж.