Стволовые клетки получили без химических стимуляторов

Дифференциация индуцированных стволовых клеток в нейроны. Синим покрашены ядра, красным — белки цитоскелета.

Международная группа биологов обнаружила, что создавать индуцированные стволовые клетки можно без использования генетических или химических стимуляторов просто за счет выращивания их на особой структурированной поверхности. Исследование опубликовано в Nature Materials, кратко его содержание приводится на сайте Университета Беркли.

Ученые обнаружили, что если фибробласты мыши выращивать в микроскопических бороздках (шириной в десять и глубиной в три микрометра), то под воздействием химических индукторов они превращаются в стволовые клетки в четыре раза чаще обычного. Кроме того, при выращивании на такой поверхности процессы перепрограммирования проходят даже без использования стимуляторов.

По словам биологов, обнаруженный эффект связан с продольным вытягиванием фибробластов. Оно, через сигнальный каскад ( детали которого пока не вполне ясны) в конце концов приводит к изменению активности ферментов, модифицирующих гистоны. Последние связаны с ДНК и являются носителями эпигенетических маркеров, отвечая за «профессиональную принадлежность» всех клеток.

Перепрограммирование зрелых дифференцированных клеток в стволовые является одной из самых «горячих» тем клеточной биологии. Потенциально, оно позволяет создавать ткани и даже органы, генетически идентичные донору клеток. За изобретение метода Синья Яманака и Джон Гардон получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 2012 году. Японский ученый использовал для перепрограммирования клеток конструкцию из четырех генов. Позднее было показано, что инициировать процесс можно простыми химическими веществами.

00:01 27 марта 2017
Замороженная стволовая клетка человека

Внутренние бомбы

Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Фарту масти
Как простые русские парни становятся легендами киберспорта
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги