Освободившаяся 23 декабря по амнистии участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова заявила, что будет добиваться отставки главы мордовского управления Федеральной службы исполнения наказаний генерала Олега Симченкова. Об этом сообщил в своем твиттере ее муж Петр Верзилов.
Узнайте больше в полной версии ➞«Нам нужно отстранить от власти начальника УФСИН Мордовии генерала Симченкова. В том числе я займусь этим», — отметила осужденная. По ее словам, в противном случае в мордовских колониях ничего не изменится, и «людей будут убивать как морально, так и физически».
При этом в интервью каналу «Дождь» Толоконникова отметила, что речь идет только о проступках отдельных должностных лиц ФСИН. В то же время к честно выполняющим свою работу сотрудникам службы она претензий не имеет. Как уточняет «Интерфакс», Толоконникова выразила желание помогать оставшимся в колониях осужденным. Свое настроение осужденная описала как рабочее.
Свое заявление Толоконникова сделала сразу после выхода из красноярской больницы, где она отбывала остаток наказания. Перевод осужденной в Красноярский край был связан с ее жалобами на руководство мордовской колонии, где Толоконникова содержалась до ноября 2013 года. При этом добиться перевода участнице Pussy Riot удалось только за счет длительной голодовки, которая и стала причиной ее госпитализации сразу после этапа.
Жалобы Толоконниковой на руководство мордовской колонии связаны с многочисленными нарушениями прав заключенных, которые она обнаружила в исправительном учреждении, в том числе при организации труда. В частности, по словам осужденной, трудовой день в колонии продолжался по 16-17 часов, а выходные бывают примерно раз в полтора месяца. Кроме того, Толоконникова рассказала о действующей в исправительном учреждении неформальной системе наказаний и пожаловалась на угрозы со стороны замглавы колонии.
Вскоре после публикации письма Толоконниковой ее колонию посетила комиссия правозащитников. Они подтвердили изложенные в обращении осужденной факты, назвав происходящее в исправительном учреждении системой принудительного труда. Правозащитники отметили многочисленные нарушения трудового кодекса и различных законов, допущенные руководством колонии. В то же время комиссии ФСИН и министерства труда никаких нарушений не нашли, а прокуратура с Толоконниковой согласилась лишь частично.
О многочисленных нарушениях в российских исправительных колониях заявляла и другая осужденная участница Pussy Riot Мария Алехина, также вышедшая 23 декабря на свободу по амнистии. Она отметила, что тоже решила заняться правозащитной деятельностью и отстаивать права заключенных. Сразу после освобождения из нижегородской колонии Алехина встретилась с правозащитниками и рассказала им об условиях содержания в учреждении, а к вечеру она рассчитывает добраться до Красноярска и встретиться там с Толоконниковой.
Постановление об амнистии было принято Госдумой 18 декабря и вступило в силу в тот же день. Документ был разработан по случаю 20-летия российской конституции. Действие амнистии распространяется на осужденных и подследственных по делам о хулиганстве и участии в массовых беспорядках, а также на инвалидов, пенсионеров, беременных женщин и матерей с несовершеннолетними детьми.
Толоконникова и Алехина получили летом 2012 года по два года колонии за так называемый «панк-молебен» в храме Христа Спасителя. Участницы акции называли ее протестом против происходящего, по их мнению, сращивания церкви с государством, однако суд счел ее хулиганством по мотивам религиозной ненависти. С учетом времени, проведенного под стражей до оглашения приговора, срок наказания Толоконниковой и Алехиной истекал в марте 2014 года. Третья осужденная участница группы, Екатерина Самуцевич, получила условный срок.