Совет по науке при Министерстве образования и науки России рассмотрел вопрос о деятельности Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) за первый год его работы. Данный совещательный орган отметил, что никаких позитивных изменений в научных институтах, подведомственных ФАНО, за этот период не произошло, зато выросло бумаготворчество со стороны агентства, говорится в решении Совета, размещенном на его сайте.
Узнайте больше в полной версии ➞Начавшаяся в 2013 году реформа академической науки вывела имущество РАН из под контроля Академии и передала его в специально созданное Федеральное агентство по научным организациям. Институты, ранее подведомственные РАН, стали подчиняться ФАНО.
Характеризует нынешнее положение в научных институтах орган при Минобрнауки словами: «Как все было, так все и осталось». «Более того, даже с учетом годичного моратория, казалось бы, должна быть уже готова стратегия дальнейших изменений в системе ФАНО — ведь реформа затевалась для повышения эффективности российской науки. Однако планы по повышению эффективности пока неизвестны широкой научной общественности и прежде всего — ведущим ученым, работающим в институтах ФАНО», — говорится в документе.
Однако Совет по науке отмечает резкий рост бумаготворчества со стороны агентства. «При этом не все поступающие из ФАНО бумаги можно охарактеризовать как необходимые и служащие интересам развития научных исследований в институтах. Часто указываются явно нереалистичные сроки исполнения по отдельным документам», — подчеркивается в решении.
Кроме того, существует проблема в коммуникации руководства агентства с учеными из подведомственных ему институтов, а также ощущается заметный дефицит информации о деятельности ФАНО. «Обратная связь между учеными институтов ФАНО и руководством агентства могла бы быть активирована при наличии Научно-координационного совета ФАНО. Постановление Правительства РФ, предписывающее ФАНО создать такой орган, было выпущено около года назад, однако до сих пор это постановление не выполнено», — полагают в Совете по науке.
Особое беспокойство совещательного органа при Минобрнауки вызывает вопрос о реструктуризации сети подведомственных ФАНО институтов. «В частности, непонятно, как и зачем проводить реструктуризацию до оценки эффективности работы институтов. В рамках ФАНО были проведены обсуждения критериев оценки эффективности, но сами критерии до сих пор не сформулированы… В целом, у членов Совета по науке при Минобрнауки не возникает ощущения того, что реструктуризация сети институтов ФАНО является наиболее существенной и неотложной проблемой агентства»,— говорится в документе.
В настоящий момент «реструктуризация может привести к вымыванию из объединенных институтов наиболее результативных ученых», — резюмирует Совет.