Наука и техника
19:06, 14 января 2015

Растения-хищники оказались успешными стратегами

Фото: Dr Ulrike Bauer

Биологи из Великобритании, Брунея и Германии изучили механизм захвата добычи хищными растениями. Результаты своих исследований авторы изложили в журнале Proceedings of the Royal Society B, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте Бристольского университета.

Узнайте больше в полной версии ➞

Ученые рассмотрели механизм захвата растением Nepenthes rafflesiana, произрастающим на острове Калимантан, добычи в виде муравьев. У растений рода Nepenthes (кувшиночников) присутствуют особые листья в форме кувшинов, предназначенные для привлечения и удержания добычи.

В длину такие кувшины у некоторых видов Nepenthes могут достигать полуметра. Особые листья имеют яркую расцветку и интересный рисунок, а на верхней части кувшина находятся бороздки. Там же выделяется и ароматный нектар, который привлекает насекомых. Верхняя часть кувшина обычно смочена и является скользкой. Попадая на нее, насекомое проскальзывает внутрь растения и не может выбраться наружу.

В ходе наблюдений над взаимодействием Nepenthes rafflesiana и муравьев ученые выяснили, что ловушка у растения не всегда активна. Так, примерно до восьми часов в сутки муравьи и другие насекомые могут без негативных последствий находиться на вершине кувшина.

Как отметили ученые, их это удивило, поскольку с точки зрения эволюции растению было бы выгоднее держать ловушку наготове все время. Однако природа выбрала другую стратегию.

Так, муравьи — социальные насекомые, у которых среди особей присутствует разделение функций. Насекомое-разведчик, увидев и обследовав привлекательное растение, отправляется к другим муравьям и приводит их к Nepenthes rafflesiana.

Если бы ловушка работала непрерывно, то растение полакомилось бы только одним муравьем. Ее выключение на некоторое время, как оказалось, позволяет привлечь к себе гораздо большее число насекомых.

Свои выводы ученые подтвердили, искусственно смачивая верхние ободки кувшинов и таким образом поддерживая их в активном состоянии. Это привело к тому, что растение захватывало единичных муравьев, но не их колонии.

< Назад в рубрику