«Яндекс» пообещал открыть в ноябре собственное информагентство, обслуживающее СМИ, передают «Ведомости».
Главная особенность сервиса — в том, что вместо журналистов сообщения для него станут готовить автоматические алгоритмы на основе мониторинга и анализа данных. На первом этапе он будет предоставлять сведения о ситуации на дорогах и погоде, а также готовить списки тем и событий, резко набирающих популярность в поиске. В дальнейшем охват тем обещают расширить.
Данные предполагается транслировать в режиме реального времени и в разных форматах. Телеканалам станут рассылать графики. Радиостанции получат специальный интерфейс с текстами, а информагентства, газеты, журналы и сайты — ленту уведомлений. Ожидается, что подписка будет бесплатной.
Согласно информации «Ведомостей», сервисом уже воспользовались несколько редакций, в том числе «Интерфакс», но пока доступ предоставляется в индивидуальном порядке.
Анатолий Рожков, директор медиапроектов Mail.Ru Group назвал использование автоматических алгоритмов логичным и ожидаемым событием, но только для шаблонного контента с ожидаемыми переменными: новости погоды, изменение курсов валют, котировок и дорожной ситуации. Но подчеркивает, что «составить конкуренцию журналистам по темам, выходящим за пределы понятной систематизации — маловозможно».
«Не стоит всерьез рассматривать роботов как возможную причину вымывания профессии. Это может стать хорошим инструментарием для подготовки, например, бекграунда материалов, т.е. технология поможет журналисту, но не станет его заменой», — заключает он.
«Безусловно, тут все будет зависеть от реализации», — считает главный редактор сайта Ria.ru МИА «Россия Сегодня» Кирилл Кирьянов. При хорошей работе сервиса он будет полезен прежде всего «небольшим СМИ с ограниченным бюджетом и компактным штатом сотрудников», для которых автоматизированные новости о пробках, погоде и главных событиях дня станут подспорьем в условиях нехватки рабочих рук или отсутствия возможности купить подписку на ленту новостей. Однако, более крупные медиа, такие как федеральные телеканалы, газеты или информационные агентства, по мнению Кирьянова останутся основными производителями контента, который Яндекс потом будет перерабатывать с помощью своего робота: «Для них ничего особо не изменится», — заключает Кирьянов.
«Автоматическое составление новостей и информационное агентство — это два совершенно разных понятия. Не все, что связано с новостями, можно называть информагентством», — отмечает главный редактор «Рамблера» Сергей Яковлев. Он добавляет, что настоящее информагентство — это прежде всего оригинальные, а не переписанные или составленные из имеющихся кусочков информации новости. Оно обычно служит первоисточником, добавляет он: «Скорее всего, новость, которую вы прочитали где-то в интернете — это уже устаревшая и слегка переработанная новость из информагентства».
Исследования в области технологий для автоматического написания текстов уже ведутся в ряде компаний. Так компания Narrative Science подготовила платформу Quill, задача которой — преобразовывать данные в связный текст. Пока Quill умеет писать только по-английски, среди подготовленных ею заметок — ряд прогнозов о стоимости акций для онлайн-версии журнала Forbes. Прямой конкурент Quill — платформа Wordsmith от компании Automated Insights, недавно к ее бета-версии был открыт бесплатный доступ.