Профицит предложения нефти на мировом рынке может сохраниться до конца 2016 года. Об этом заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин на форуме «Энергомост Россия-Япония», слова которого приводятся на сайте компании.
Узнайте больше в полной версии ➞Он отметил, что превышение предложения над спросом на мировом рынке нефти в сентябре сократилось более чем на 1,2 миллиона баррелей в сутки, но по-прежнему превышает 1 миллион баррелей. По словам Сечина, структуру мировой добычи и экспортных потоков меняет сланцевая нефть.
«Эти изменения связаны, прежде всего, с феноменом сланцевой добычи и тем обстоятельством, что балансирование, которое раньше осуществлялось странами ОПЕК, перешло к региональному рынку США, который превратился в важнейший регулятор глобального масштаба», — сказал он.
Президент «Роснефти» также обратил внимание, что долгосрочные планы по освоению ресурсной базы на российском шельфе требуют надежного обеспечения судами и оборудованием, а Дальний Восток нуждается в создании новых высокотехнологичных производств.
Важнейшим из них, по его словам, станет строящийся в районе Владивостока судостроительный комплекс «Звезда», который будет специализироваться на строительстве судов обслуживающего флота и сложной морской техники для шельфовых проектов — всего свыше 150 видов.
Вокруг него будут созданы предприятия судового машиностроения, необходимых материалов и комплектующих. «Роснефть» и другие крупнейшие компании-заказчики уже подписали соглашения о централизованном размещении своих заказов на СК «Звезда». Она должна стать первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тысяч тонн металла в год (суммарные капзатраты в создание судоверфи оцениваются в 145,5 миллиарда рублей).
В период до 2030 года, по данным Минпромторга России, возможный портфель заказов для этого комплекса составит порядка 1400 единиц судов различного назначения и морской техники. Сечин подчеркнул, что проект обеспечен «масштабным якорным заказом» и открыт для партнеров и инвесторов. «Первые такие соглашения уже достигнуты. На форуме во Владивостоке мы подписали соглашение с голландской Damen Shipyards Group о локализации технологий для судостроения, есть договоренности с Сингапуром», — напомнил он.
И добавил, что сегодняшняя ситуация в российском гражданском судостроении «во многом схожа с бразильской пятнадцатилетней давности, когда развитие добычи нефти на шельфе Бразилии находилось только на старте».
Глава «Роснефти» подчеркнул, что в российские судостроительные проекты, включая СК «Звезда», могут зайти японские корабелы, такие как Mitsui Engineering & Shipbuilding, Sumitomo Heavy Industries, Kawasaki Shipbuilding и производители судового оборудования. «В дальнейшем они смогут активно участвовать в освоении ресурсов российского шельфа, включая Арктику, на правах одного из основных технологических партнеров — поставщиков судов и морской техники», — добавил он.
Топ-менеджер подчеркнул, что Россия активно расширяет добывающие активы и транспортную инфраструктуру в Сибири и на Дальнем Востоке в рамках стратегии диверсификации торговых партнеров. Поставки нефти из России в АТР выросли за период 2005-2014 годов на 47,4 миллиона тонн. В 2014 году в Китай было поставлено 30 миллионов, в Японию — 11,7 миллиона тонн, в Южную Корею — 10,1 миллиона тонн.
«Мы видим потенциал наращивания экспорта российской нефти в страны АТР до 80 миллионов тонн к 2020 году по мере разработки ресурсной базы Восточной Сибири и Дальнего Востока и развития транспортной инфраструктуры», — сказал он. Большая часть поставок придется на Китай, но «Роснефть» заинтересована увеличивать поставки энергоносителей и в другие страны АТР — в первую очередь, в Японию. Он призвал партнеров в Азии «набраться смелости». «Напомню только один пример из недавней истории. Небольшая японская компания JDC (Japan Drilling Company) по российско-японскому соглашению 1976 года участвовала в разведке месторождений северо-восточного шельфа острова Сахалин», — привел пример Сечин. В 1977-1983 годах с ее помощью были открыты три месторождения – Чайво, Аркутун-Даги и Одопту, которые позже вошли в СРП «Сахалин-1». «Не в последнюю очередь благодаря успешной работе JDC японский консорциум «Содеко» стал партером в реализации проекта «Сахалин-1», в рамках которого за неполные десять лет было добыто свыше 75 миллионов тонн нефти. Большая часть это нефти была поставлена в Японию», — подчеркнул глава «Роснефти».
Он также напомнил, что с 1990-х годов прорабатываются различные варианты поставок электроэнергии из России на остров Хоккайдо. Сечин отметил, что под энергомостом обычно понимают связующие электросети и поддержку мощностей объединенных этим мостом энергосистем. «В то же время применительно к нашему случаю, когда мы говорим о строительстве энергомоста, мы имеем в виду не только электросети, но широкий канал обмена, основанный на первичных поставках энергоресурсов. Это поставки нефти, нефтепродуктов, СПГ, других энергоресурсов, встречные поставки машин и оборудования и даже обмен активами», — заявил он. И подчеркнул, что наличие такого рода моста предполагает «серьезную взаимозависимость энергетических систем и экономик обеих стран». Как говорят в Японии, «непосеянное зерно не взойдет». Чтобы получить мощную экономическую отдачу в будущем, начинать работать над совместными проектами надо уже сейчас, резюмировал он.