«Роснефть» спрогнозировала профицит нефти до конца 2016 года

Игорь Сечин

Профицит предложения нефти на мировом рынке может сохраниться до конца 2016 года. Об этом заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин на форуме «Энергомост Россия-Япония», слова которого приводятся на сайте компании.

Он отметил, что превышение предложения над спросом на мировом рынке нефти в сентябре сократилось более чем на 1,2 миллиона баррелей в сутки, но по-прежнему превышает 1 миллион баррелей. По словам Сечина, структуру мировой добычи и экспортных потоков меняет сланцевая нефть.

«Эти изменения связаны, прежде всего, с феноменом сланцевой добычи и тем обстоятельством, что балансирование, которое раньше осуществлялось странами ОПЕК, перешло к региональному рынку США, который превратился в важнейший регулятор глобального масштаба», — сказал он.

Президент «Роснефти» также обратил внимание, что долгосрочные планы по освоению ресурсной базы на российском шельфе требуют надежного обеспечения судами и оборудованием, а Дальний Восток нуждается в создании новых высокотехнологичных производств.

Важнейшим из них, по его словам, станет строящийся в районе Владивостока судостроительный комплекс «Звезда», который будет специализироваться на строительстве судов обслуживающего флота и сложной морской техники для шельфовых проектов — всего свыше 150 видов.

Вокруг него будут созданы предприятия судового машиностроения, необходимых материалов и комплектующих. «Роснефть» и другие крупнейшие компании-заказчики уже подписали соглашения о централизованном размещении своих заказов на СК «Звезда». Она должна стать первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тысяч тонн металла в год (суммарные капзатраты в создание судоверфи оцениваются в 145,5 миллиарда рублей).

В период до 2030 года, по данным Минпромторга России, возможный портфель заказов для этого комплекса составит порядка 1400 единиц судов различного назначения и морской техники. Сечин подчеркнул, что проект обеспечен «масштабным якорным заказом» и открыт для партнеров и инвесторов. «Первые такие соглашения уже достигнуты. На форуме во Владивостоке мы подписали соглашение с голландской Damen Shipyards Group о локализации технологий для судостроения, есть договоренности с Сингапуром», — напомнил он.

И добавил, что сегодняшняя ситуация в российском гражданском судостроении «во многом схожа с бразильской пятнадцатилетней давности, когда развитие добычи нефти на шельфе Бразилии находилось только на старте».

Глава «Роснефти» подчеркнул, что в российские судостроительные проекты, включая СК «Звезда», могут зайти японские корабелы, такие как Mitsui Engineering & Shipbuilding, Sumitomo Heavy Industries, Kawasaki Shipbuilding и производители судового оборудования. «В дальнейшем они смогут активно участвовать в освоении ресурсов российского шельфа, включая Арктику, на правах одного из основных технологических партнеров — поставщиков судов и морской техники», — добавил он.

Топ-менеджер подчеркнул, что Россия активно расширяет добывающие активы и транспортную инфраструктуру в Сибири и на Дальнем Востоке в рамках стратегии диверсификации торговых партнеров. Поставки нефти из России в АТР выросли за период 2005-2014 годов на 47,4 миллиона тонн. В 2014 году в Китай было поставлено 30 миллионов, в Японию — 11,7 миллиона тонн, в Южную Корею — 10,1 миллиона тонн.

«Мы видим потенциал наращивания экспорта российской нефти в страны АТР до 80 миллионов тонн к 2020 году по мере разработки ресурсной базы Восточной Сибири и Дальнего Востока и развития транспортной инфраструктуры», — сказал он. Большая часть поставок придется на Китай, но «Роснефть» заинтересована увеличивать поставки энергоносителей и в другие страны АТР — в первую очередь, в Японию. Он призвал партнеров в Азии «набраться смелости». «Напомню только один пример из недавней истории. Небольшая японская компания JDC (Japan Drilling Company) по российско-японскому соглашению 1976 года участвовала в разведке месторождений северо-восточного шельфа острова Сахалин», — привел пример Сечин. В 1977-1983 годах с ее помощью были открыты три месторождения – Чайво, Аркутун-Даги и Одопту, которые позже вошли в СРП «Сахалин-1». «Не в последнюю очередь благодаря успешной работе JDC японский консорциум «Содеко» стал партером в реализации проекта «Сахалин-1», в рамках которого за неполные десять лет было добыто свыше 75 миллионов тонн нефти. Большая часть это нефти была поставлена в Японию», — подчеркнул глава «Роснефти».

Он также напомнил, что с 1990-х годов прорабатываются различные варианты поставок электроэнергии из России на остров Хоккайдо. Сечин отметил, что под энергомостом обычно понимают связующие электросети и поддержку мощностей объединенных этим мостом энергосистем. «В то же время применительно к нашему случаю, когда мы говорим о строительстве энергомоста, мы имеем в виду не только электросети, но широкий канал обмена, основанный на первичных поставках энергоресурсов. Это поставки нефти, нефтепродуктов, СПГ, других энергоресурсов, встречные поставки машин и оборудования и даже обмен активами», — заявил он. И подчеркнул, что наличие такого рода моста предполагает «серьезную взаимозависимость энергетических систем и экономик обеих стран». Как говорят в Японии, «непосеянное зерно не взойдет». Чтобы получить мощную экономическую отдачу в будущем, начинать работать над совместными проектами надо уже сейчас, резюмировал он.