Министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что Киеву придется отказаться от планов по созданию подводного флота. Об этом он сказал в интервью «5 каналу», текст которого опубликован в понедельник, 25 апреля.
Узнайте больше в полной версии ➞«Мы сегодня не можем рассчитывать на подводные лодки», — сказал он.
В январе бывший командующий Военно-морскими силами Украины Сергей Гайдук заявлял, что Киев намерен восстановить подразделения субмарин, сообщал Defense Express. «Нашими планами предусматривается к 2020 году возродить в составе ВМС подводные силы в составе 2-4 подводных лодок», — отмечал тогда Гайдук. По его словам, они должны стать «сдерживающим фактором в регионе».
В том же месяце губернатор Севастополя Сергей Меняйло выразил сомнение в возможности Украины возродить подводный флот к 2020 году. «За четыре года гастарбайтеры эти лодки только из фанеры построят и обклеят скотчем, чтобы не утонули», — сказал он.
Как отметил Меняйло, вице-адмирал запаса и бывший заместитель командующего Черноморским флотом, кораблестроительные программы даже в сильных государствах рассчитаны на десятки лет, а не на три-четыре года. Он также усомнился в способности Украины найти необходимый личный состав. Начиная с 1992 года в военно-морских силах этой страны не было ни одного командира субмарины, который имел бы опыт подводного плавания, отметил губернатор.
До 2014 года подводные силы ВМС Украины состояли из одной дизельной ПЛ Б-435 «Запорожье» проекта 641, построенной в Ленинграде в 1970 году. В последний раз она выходила на боевую службу в 1994-м. В 1997 году — после подписания Москвой и Киевом соглашения о параметрах раздела Черноморского флота — подлодка официально была передана ВМС Украины, в состав которых вошла под наименованием U01 «Запорiжжя». В марте 2014 года после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией на субмарине, базировавшейся в Стрелецкой бухте Севастополя, был поднят Андреевский флаг ВМФ России.
В 2014-2015 годах велись переговоры о ее перебазировании в Одессу, однако в связи с отказом бывших членов экипажа участвовать в переходе и отсутствием квалифицированных специалистов в составе ВМС Украины буксировка подлодки оказалась невозможна.