Норвежские ученые выдвинули новую версию относительно того, что послужило источником вдохновения для художника Эдварда Мунка при написании картины «Крик». Об этом сообщает портал Artnet.
Узнайте больше в полной версии ➞Согласно результатам исследования научных сотрудников Университета Осло, живописец во время создания полотна находился под впечатлением от феномена, известного как перламутровые облака.
Одна из исследователей Хелене Мури отмечает, что в дневниках художника встречается упоминание необычного атмосферного явления, когда небо вдруг стало кроваво-красным. «Пугающее зрелище, запечатленное Мунком, видимо, было вызвано единичным опытом, судя по его записям», — объясняет Мури.
Ученые отмечают, что образование перламутровых облаков действительно было задокументировано в Осло в конце XIX века.
В 2004 году американские исследователи выдвинули теорию, что Эдвард Мунк отразил в «Крике» извержение индонезийского вулкана Кракатау в 1883 году. Однако, как считают в Университете Осло, тучи, которые после извержения могли появляться в неожиданных местах, в том числе в Европе, не могли создать эффект волнистости, присущий небу на полотне художника.
Перламутровые облака, или полярные стратосферные облака — достаточно редкое явление, когда в нижней стратосфере появляются конденсационные образования. В небе при этом появляются волнообразные пятна разных цветов.
Эдвард Мунк написал четыре «Крика» в разных техниках. Первая, наиболее известная работа, выполненная маслом, была создана в 1893 году и первоначально называлась «Крик природы».