Российские сельхозпроизводители используют в качестве химического удобрения нитрат кальция (кальциевая селитра). Однако в этом году им предлагают некий странный по составу продукт, причем по подозрительно низкой цене. Производитель — украинское предприятие «Химдивизион» из города Каменское (бывший Днепродзержинск).
Узнайте больше в полной версии ➞Этот завод начал работать не так давно, после длительного простоя. Для экспансии производитель выбрал российский рынок. Отметим, что Украина фактически закрыта для ввоза химических удобрений из России. Видимо, с учетом непростых межгосударственных отношений нитрат кальция «Химдивизиона» в нашей стране иногда пытаются продавать под видом удобрений из Китая.
Еще нитрат кальция используют в нефтегазовом секторе при изготовлении тампонажных растворов, применяемых при сервисном обслуживании нефтяных скважин. Для этих целей его закупают «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть» и другие. Однако здесь есть риски — низкое качество компонентов такого раствора может привести к аварии и даже полной потере скважины.
Как в действительности продукция «Химдивизиона» в немалых объемах попадает в Россию не известно. В сводках Федеральной таможенной службы РФ «нитрат кальция» всплыл пару месяцев назад — партию удобрений выявили на погранпереходе Казачья Лопань в Белгородской области.
Обязательной регистрации нитрата кальция, производимого «Химдивизионом», не проводилось. Между тем химический состав удобрения вызывает вопросы. Согласно информации, размещенной на сайте предприятия, в продукте: 98 процентов азотнокислого кальция, 1-2 процента воды, 8 процентов аммиачной селитры и 1,5 процента карбамида.
Получается, украинский производитель изобрел вещество, в формуле которого 109,5 процента различных компонентов. Тут, что называется, комментарии излишни.
В спецификации на сайте «Химдивизиона» среди потребителей продукции завода указаны «производители взрывчатых веществ». Все объяснимо: нитрат аммония применяется в производстве взрывчатки, а нитрат кальция и карбамид, как окислители, многократно усиливают его детонацию. Не случайно он пользуется спросом у террористов.
Вызывает недоумении другое — согласно Европейскому соглашению о транспортировке опасных грузов, такие вещества отнесены к классу опасности 5.1. Перевозка их допускается только на спецтранспорте с желтыми проблесковыми маячками. Но на «Химдивизионе» этими требованиями явно пренебрегают. В спецификации указано, что «нитрат кальция» можно перевозить «любым видом транспорта». Что украинский производитель и делает, в том числе и на территории России.