Гражданин, продавший свою машину, не обязан платить штрафы за новых владельцев, даже если информация о сделке не попала в базы ГИБДД. Такое решение принял Верховный суд России по итогам рассмотрения жалобы жителя Воронежской области Петра Самохова, который два года безуспешно пытался обжаловать соответствующие взыскание, передает «Коммерсантъ».
Узнайте больше в полной версии ➞Как следует из документов суда, летом 2016 года Самохов получил по почте штраф в размере 500 рублей за превышение скорости. Но в мае того года он продал свою машину. В Госавтоинспекции отказали в обжаловании — по базе данных перехода права собственности не произошло, машина числилась за Самоховым, поэтому оснований для отмены постановления не обнаружили.
К такому же выводу пришли районный суд Воронежа и Воронежский облсуд, куда обратился Самохин. Верховный суд признал их доводы ошибочными и отменил штраф, указав при этом, что все доказательства перехода машины в собственность к другому лицу имеются: договор купли-продажи, полис ОСАГО, договор лизинга и другие документы.
По словам адвоката движения «Свобода выбора» Сергея Радько, в 2006 году Верховный суд уже объяснял нижестоящим судам, что договор купли-продажи является документом, подтверждающим переход права собственности другому лицу. «Но, как мы видим, суды постановление игнорируют и договоры во внимание не принимают», — заметил Радько. Он предположил, что суды не доверяют документам, составленным в простой письменной форме. Речь идет о перепродаже автомобилей с помощью договоров без нотариального заверения, которая практикуется с 2013 года, когда в ГИБДД упростили процедуру регистрации автомобилей.
ГИБДД и суды принципиально игнорируют явные доказательства нахождения автомобиля во владении (или пользовании) иным лицом, полагая, что мало кто из-за 500-рублевого штрафа дойдет до Верховного суда, в свою очередь, пояснила юрист, эксперт по безопасности движения Катерина Соловьева. По ее словам, неправосудные решения оставляют в силе «в любом, даже самом абсурдном случае» — в результате создаются негласные судебно-административные барьеры для граждан.