Недавняя отмена большого количества рейсов «Аэрофлота» была абсолютно оправдана с точки зрения безопасности, потому что начались бы массовые задержки в аэропорту. Так ответил на обвинения газеты «Известия», утверждавшей, что «Аэрофлот» использует плохую погоду как предлог для отмены экономически невыгодных рейсов, главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
Узнайте больше в полной версии ➞По мнению эксперта, аргумент для отмены рейсов, который приводит «Аэрофлот», звучит достаточно убедительно, потому что рейсы массово отменяют, когда прогнозируются серьезная непогода, в данном случае — длительные снегопады. «Отмена рейсов была как раз в те двое суток, когда засыпало всю Москву. Дело в том, что в аэропорту Шереметьево две полосы, которые нельзя использовать одновременно», — напоминает Гусаров. «Они уже крайне перегружены, там каждые полторы минуты приземляется или взлетает самолет. Само собой, во время снегопада полосу надо каждый час, а то и полчаса закрывать минут на 15-20, чтобы ее почистить», — продолжает он.
При этом закрытие полосы для уборки даже на 15-20 минут автоматически влечет за собой задержку около 10 рейсов. Приоритет при плохой погоде отдается самолетам, которые идут на посадку, так как они не могут бесконечно находиться в воздухе.
По словам Гусарова, в Европе аэропорты полностью закрывают, если во время снегопада ложится всего 2-3 сантиметра снега. А в Москве 26-27 января выпала треть месячной нормы осадков: от 10 до 13 сантиметров в разных районах столицы. Снегопад при температурах, переходящих через ноль градусов, наиболее опасен: мокрый снег налипает на взлетно-посадочную полосу и превращается в скользкую жижу, а потом может замерзнуть и превратиться в корку льда. Кроме того, предусмотренное для вылета самолета время увеличивается на обработку лайнера противообледенительной жидкостью.
Отмена рейсов по метеоусловиям помогает самим пассажирам избежать столпотворения в аэропорту вылета, сохранить нервы и в итоге сэкономить время. «Аэрофлот» отменяет прежде всего многочастотные полеты, поскольку в таком случае есть возможность воспользоваться другими рейсами в данном направлении на протяжении следующих суток. В противном случае могла повториться ситуация 2010 года, когда в Москве пошел ледяной дождь и все аэропорты столицы были парализованы из-за наплыва застрявших пассажиров. Тогда более 20 тысяч человек оказались запертыми в воздушных гаванях Москвы — люди были на грани нервного срыва.
Решения, касающиеся отмен и задержек рейсов, авиакомпания принимает в соответствии с официальным извещением, так называемым NOTAM (англ. NOtice To AirMen, NOTAM — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации – прим.ред.). Документ содержит данные о всех поправках аэронавигационной информации, в частности, о введении временных ограничений на выполнение взлетно-посадочных операций в аэропорту. Компания «Аэрофлот» в случае отмены и задержки рейсов из-за неблагоприятных погодных руководствуется исключительно полученными NOTAM.
«Мне кажется, что "Аэрофлот" тактично не хочет переводить стрелки на своих партнеров. Я имею в виду вопрос о необходимости третьей полосы в Шереметьево, которую ждали еще к 2018 году», — завершает мысль Гусаров. «Это не проблема самого аэропорта — терминалы там строятся, инфраструктура развивается великолепно. Строительство полосы — это задача государства», — подытоживает эксперт.