В России за последние два года доля оправданных упала в четыре раза и составляет сейчас 0,24 процента от общего числа приговоров. Об этом сообщает издание «Проект».
Узнайте больше в полной версии ➞В 2018 году суды рассмотрели уголовные дела в отношении 885 тысяч человек. Из них 682 тысячи были осуждены и только 2082 человека — оправданы. При этом 43 процента оправдательных приговоров были отменены вышестоящими судами, и в итоге лишь 1463 человека из 2082 сумели отстоять свою невиновность до конца, оправдательные приговоры в отношении них вступили в законную силу.
В прошлом году суды меньше оправдывали по сравнению с 2017 годом на 151 случай, исходя из чего издание указывает, что доля оправдательных приговоров достигла исторического минимума в постсоветской России.
В 1990-е годы суды выносили оправдательные приговоры в 0,3 — 0,4 процента случаев.
Автор статьи указывает, что российские судьи чаще и охотнее оправдывают чиновников — из 3,4 тысячи привлеченных в 2018 году к суду 105 были признаны невиновными. Им также предпочитают назначать наказания, не связанные с лишением свободы.
Еще чаще российские суды оправдывают силовиков, отмечается в публикации.
Самые суровые судьи в Москве: они готовы поверить лишь 1,4 процента заявивших о невиновности. А их коллеги с Кавказа чаще оправдывают.
Подавляющее большинство подсудимых полностью признают вину и соглашаются на особый порядок рассмотрения дела судом. В этом случае не исследуются доказательства — и наказание назначается минимальное. Полностью отрицают вину лишь четыре процента подсудимых. Шанс на оправдание есть только у них, но и он невысок, указывает автор статьи.
Исследование об отечественной судебном системе провел журналист Александр Соколов, осужденный на 3,5 года колонии за участие в деятельности «Армия воли народа», которая была запрещена судом. По версии обвинения, вместе с единомышленниками журналист продолжал дело «Армии воли народа» под видом инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть». Сам Соколов связывает уголовное преследование с профессиональной деятельностью. Он вышел из колонии в августе 2018 года, отбыв в заключении три года и один месяц.