Взрыв реактора в энергоблоке № 4 был не первым чрезвычайным происшествием на Чернобыльской АЭС. Об этом рассказал бывший инспектор пожарной безопасности станции Петр Шаврей в интервью «Обозревателю», посвященному годовщине катастрофы 1986 года.
Узнайте больше в полной версии ➞По его словам, до катастрофы на ЧАЭС произошли еще две аварии, конкретных дат мужчина не уточнил. Первая произошла во время загрузки топливных стержней, один из них сорвался и разбил охлаждающую рубашку. Шаврей говорит, в тот день произошла большая утечка радиации, «приборы зашкаливали».
«По всей территории станции грунт глубиной с метр сняли. Город Припять мыли, машины у нас позабирали. Мы домой пришли без формы, потому что она была грязная», — рассказал бывший работник. Он подчеркнул, что у участников тех событий позже начались слабость, тошнота и рвота, характерные для лучевой болезни, а шесть человек умерли один за другим в больнице.
Вторая авария произошла спустя полгода после первой, уже в турбинном цехе. Ротор сорвался при загрузке, была утечка водорода. «Если бы в тот момент были сварочные работы, то был бы взрыв, станция бы просто рухнула», — говорит Шаврей.
Петр Шаврей участвовал и в ликвидации последствий взрыва реактора номер 4, который произошел ровно 34 года назад 26 апреля 1986 года. Она стала одной из крупнейших техногенных катастроф в истории. Радиоактивному облучению подверглись почти 8,4 миллиона жителей Белоруссии, Украины и России. Зона отчуждения вокруг станции будет непригодна для жизни людей еще 20 тысяч лет.