Официальный представитель МИД России Мария Захарова назвала «наспех состряпанной провокацией» инцидент с Алексеем Навальным (учредитель ФБК, включенного Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента, и признанного экстремистской организацией). Она считает, что эта история должна вызвать массу вопросов «у любого здравомыслящего человека». Ее слова опубликованы на сайте ведомства.
Узнайте больше в полной версии ➞По словам Захаровой, история «шита белыми нитками». Она призвала немецких коллег ознакомить международную общественность с видеозаписями, которые должны были сделать специалисты ОЗХО сначала при отборе биопроб у Навального в клинике «Шарите», а после при их разделении и опечатывании для передачи в исследовательские лаборатории.
В МИД также подчеркнули, что Технический секретариат ОЗХО «фактически самоустранился» от дачи каких-либо разъяснений по поводу якобы имевшей место технической ошибки в докладе по инциденту с Навальным.
Захарова заявила, что «в этой "мутной" истории запутались сами же немцы». Она напомнила о разговоре постпреда ФРГ при ОЗХО с российскими коллегами, который состоялся в Гааге в сентябре прошлого года. Отмечается, что, согласно выдвинутой немецкой стороной версии событий, решение о задействовании технической экспертизы ОЗХО правительство Германии приняло 11 сентября 2020 года, а соответствующий запрос гендиректору Техсекретариата направили на следующий день.
«Все же действия экспертов ОЗХО в Берлине неделей ранее — 5-6 сентября 2020 года — носили, дескать, подготовительный характер», — сказала Захарова. По ее словам, в тот же период руководство Техсекретариата ОЗХО заявило, что «ничего не получало от немецкой стороны» и вплоть до 4 октября отрицало направление ею спецмиссии в ФРГ.
20 августа 2020 года Навальному стало плохо во время перелета из Томска в Москву. Самолет совершил экстренную посадку в Омске, где политику оказали срочную медицинскую помощь. 22 августа его доставили в частную клинику в Берлине, специалисты которой заявили об обнаружении в организме россиянина следов отравляющего вещества из группы «Новичок». При этом российские врачи сообщали, что яда не обнаружили.