Ученые Федеральной политехнической школы Лозанны в Швейцарии выяснили, что электростимуляция мозга улучшает обучение двигательным навыкам у пожилых людей. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Science Advances.
Узнайте больше в полной версии ➞В исследовании приняли участие 52 человека, которые принадлежали к разным возрастным группам: от 18 до 30 лет, от 50 до 65 лет и старше 65 лет. Добровольцы выполняли задачу последовательного постукивания пальцами, которая заключалась в воспроизведении ими последовательности из девяти цифр на экране как можно быстрее, используя пальцы левой руки. Каждый участник тренировался по 20 минут ежедневно в течение пяти дней подряд.
Увеличение скорости выполнения задачи с течением времени без потери точности называется сдвигом в соотношении скорости и точности, что составляет ключевую особенность обучения. Одним из способов, с помощью которых человек достигает сдвига, является группировка отдельных двигательных действий в моторные фрагменты. Это происходит за счет формирования мозговых структур, которые снижают умственную нагрузку человека, оптимизируя механическое выполнение задачи.
Скорость выполнения задачи у молодых взрослых была значительно выше, чем у взрослых среднего возраста, а скорость у взрослых среднего возраста выше, чем у пожилых. Точность в первый день существенно не отличалась между возрастными группами, но молодые взрослые на второй день были значительно более точными, чем пожилые. Люди старшего возраста улучшали свою точность постепенно в ходе тренировки, генерируя эффективные моторные фрагменты только после более интенсивной практики.
На следующем этапе исследования участникам проводили транскраниальную стимуляцию (atDCS) двигательной коры мозга постоянным током. Это помогло пожилым людям резко улучшить свою точность на ранних этапах обучения, в результате чего их выполнение задачи стало аналогично наблюдаемому у молодых людей. 50 процентов пожилых людей генерировали моторные структуры уже во время первой тренировки. Таким образом, atDCS способна частично восстановить приобретение двигательных навыков у людей с ограниченной способностью к обучению.