В первые минуты после обрушения моста на ЖД-станции в Пушкине 17 августа 1977 года, в результате которого погибли 23 человека, а травмы получили больше сотни, из-под обломков доносились стоны выживших, которых первыми начали спасать очевидцы. Так произошедшую 45 лет назад катастрофу описала в разговоре с «Лентой.ру» Екатерина Сапрунова, которая работала в то время заведующей аптеки №26, находившейся у привокзальной площади и оказалась в числе тех, кто первым прибыл на место ЧП.
Узнайте больше в полной версии ➞По словам женщины, они с коллегами прибыли на место катастрофы через пять минут после обрушения.
Сапрунова подчеркнула, что многих удалось спасти благодаря заведующей аптекой Светлане Козыревой, которая начала сортировать пострадавших по степени тяжести, а также сама снимала с рейсов автобусы и отправляла их в районную больницу. Спустя годы женщина ушла в монастырь, где до сих пор служит монахиней.
Кроме того, Сапрунова вспомнила, что в 1970-е многие жители Пушкина опасались ходить по железнодорожному мосту. «Разговоры о мосте были, очень страшно было спускаться по ступенькам вниз, особенно зимой в гололед. Даже судачили: начальство-то ездит на машинах, ситуацию с мостом не видит», — рассказала она.
В 2007 году о моменте катастрофы также рассказала директор Пушкинской средней школы №2 Ольга Зиновьева, которая находилась на середине моста в момент его обрушения. По словам женщины, в какой-то момент «он вдруг ушел из-под ног», Она пришла в себя уже на земле, сидя между рельсами.
Последствия обрушения в своих мемуарах также вспоминал адвокат Марк Коган, защищавший в суде одного из обвиняемых в происшествии — начальника отдела инженерных сооружений службы пути МЖД Николая Иванова. «Жертв было много, — писал Коган. — Часть пассажиров погибла, пораженная током, часть погибла или была искалечена обрушившимися конструкциями моста».
Советские власти пытались скрыть детали происшествия от общественности. После эвакуации раненых начался срочный демонтаж изувеченных конструкций моста и замена проводов. Место трагедии засыпали песком и уже через три часа восстановили движение поездов.
Ответственность за обрушение возложили на четверых сотрудников МЖД: начальника мостоиспытательной станции №2 Московской железной дороги Андрея Зенкина, главного инженера Московско-Ярославской дистанции пути МЖД Юрия Майбороду, начальника отдела пути Московско-Ярославского отделения МЖД Бориса Павлова и начальника отдела инженерных сооружений службы пути МЖД Николая Иванова. Полностью виновным в халатности себя признал только Майборода, Зенкин — частично виновным, Павлов и Иванов вину не признали.
По версии следствия, Зенкин еще в 1975 и 1976 годах осматривал мост на станции Пушкино. Обе проверки выявили нарушения, однако начальник мостоиспытательной станции не увидел опасности и разрешил эксплуатировать сооружение до 1978 года. В свою очередь, Майборода обвинялся в том, что знал о серьезном дефекте третьего пролета моста, но не принял мер к его устранению.
Суд приговорил Зенкина и Майбороду к трем годам исправительно-трудовой колонии, а Иванова к двум. Павлов получил два года условно из-за нуждавшейся в уходе жены-инвалида.
В СССР были и другие катастрофы, которые власти пытались скрыть. Так в 1972 году на детский сад в Светлогорске рухнул самолет Ан-24, в результате чего погиб 41 человек, среди которых 24 ребенка. После крушения во всем городе отключили электричество, людям запретили не только покидать Светлогорск, но и выходить из своих домов. Пока шел разбор завалов и поиски тел жертв катастрофы, сотрудники КГБ работали с населением, стараясь не допустить огласки.
В 1961 году также пытались скрыть информацию об одном из самых страшных пожаров в советской истории. который произошел в чувашской деревне Эльбарусово. Тогда за десять минут дотла сгорела средняя школа, в которой проходил праздничный концерт. В огне погибли 106 детей, в том числе 20 дошколят, и четыре педагога.