Интернет и СМИ
12:03, 30 января 2023

Россиянам назвали одну из главных уловок мошенников

Эксперты по кибербезопасности PRO32 назвали страх одним из главных инструментов мошенников
Денис Савосин (Редактор)
Фото: Marília Castelli / Unsplash

Киберпреступники нередко запугивают своих потенциальных жертв, чтобы те лишались возможности мыслить рационально, принимали импульсивные решения и совершали необдуманные поступки, и используют страх как один из главных инструментов. О том, как россиянам вести себя в сети, чтобы не попасться на эти уловки, и как бороться с этой эмоцией, «Ленте.ру» рассказали эксперты по информационной безопасности PRO32 и психолог Анастасия Ивкина.

Узнайте больше в полной версии ➞

Как правильно общаться по телефону с мошенниками?

Как отметили специалисты PRO32, если звонок касается финансов, то стоит отложить разговор, если нет возможности сосредоточиться. Кроме того, стоить проверить в поисковике номер, с которого звонил тот, кто представился сотрудником банка. Кроме того, специалисты напомнили, что настоящие сотрудники банков, в отличие от мошенников, никогда не просят клиентов перечислить деньги на неизвестные счета.

В телефонном разговоре с незнакомцами также ни в коем случае нельзя называть личную информацию, в том числе паспортные данные, номера карт, имена родственников. «Например, если поступил звонок из медицинского центра, где вы действительно были, с просьбой продиктовать ваши данные — не делитесь информацией, попросите связаться с вами по электронной почте, которая точно есть в регистратуре», — отметили они.

В случае, когда стало понятно, что на другом конце провода мошенник, нужно просто бросить трубку и заблокировать его. Нельзя разыгрывать злоумышленника, потому что он может обидеться и начать мстить: запустить смс-бомбер на номер телефона, передать его другим мошенникам, предостерегли эксперты.

Как общаться с мошенниками в интернете?

В PRO32 рекомендуют следить за конфиденциальностью персональных данных и стараться предоставлять как можно меньше подобной информации сторонним сайтам. Специалисты заверяют, что это уменьшит риск встречи с мошенниками, а также снизит количество ненужной рекламы. Кроме того, они посоветовали завести отдельные номер телефона и электронную почту для аккаунтов на сайтах различных магазинов.

Как справиться со страхом стать жертвой мошенников?

По словам Ивкиной, чтобы не стать жертвой мошенников, которые пытаются вызвать у собеседников страх, нужно научиться справляться с этой эмоцией. В первую очередь для этого она порекомендовала отложить принятие решения. «Вместо того чтобы сразу переводить деньги, передавать данные, соглашаться на условия шантажиста, — отложите решение. Вспомните, что это страх заставляет нас быть импульсивными», — посоветовала она.

Тем, у кого мошенники во время разговора пытаются вызвать страх, Ивкина порекомендовала отделить свою эмоцию от чужой. «Подумайте, боялись ли вы какого-то события до того, как вам о нем рассказали? Сколько в эмоции ваших личных чувств? Не пытается ли кто-то манипулировать вами?» — посоветовала она.

Если же страх возникает из-за недостатка фактов, то нужно постараться помочь мышлению взять верх над эмоциями, считает психолог. «Когда вы боитесь, перед принятием решения нагрузите себя фактами: спросите второе мнение, прочитайте новости в интернете, позвоните на горячую линию банка. Знания помогут заземлиться и не принимать импульсивных решений», — рекомендует эксперт.

Что такое страх и как мошенники его используют?

По словам специалистов, страх с точки зрения физиологии и психологии — это защитный механизм. Его роль — показать, что есть угроза, на которую нужно отреагировать. Человек, испытывающий страх, часто принимает импульсивное решение, и только потом думает, было ли оно хорошим. Этим инструментом активно пользуют телефонные мошенники и киберпреступники.

Например, когда человеку звонят якобы из банка и говорят, что на него пытаются взять кредит. Жертва в страхе передает свои данные собеседнику, который представляется сотрудником службы безопасности. Только потом, анализируя ситуацию, человек понимает, что на самом деле все это время общался с мошенниками. Кроме того, злоумышленники нередко апеллируют к страху, когда похищают чужие личные данные и шантажируют жертву тем, что опубликуют их в открытом доступе.

Один из распространенных трюков интернет-мошенников — заставить жертву поверить, что на принятие решения (о покупке, переводе предоплаты, сообщении своих реквизитов) отведено ограниченное время. «Успейте купить сейчас, до конца акции остался один час» — типичное сообщение на фишинговой странице. Пытаясь совершить выгодную покупку, пользователи торопятся и не успевают обдумать свои действия.

Для кого киберпреступники опаснее всего?

Чаще всего киберпреступники не ищут конкретных жертв, а приобретают уже готовые базы персональных данных. Они могут состоять из оказавшейся в открытом доступе информации о клиентах банка, онлайн-магазина или других организации. Иногда такие базы составляют из открытых источников или ранее украденных баз.

По данным экспертов, наиболее уязвимые группы — пенсионеры и дети, поскольку они плохо подкованы технически и часто не готовы к давлению. Однако нередко киберпреступники выбирают в качестве целей и людей среднего возраста с хорошим образованием и достатком. В этом случае злоумышленники делают ставку на то, что в случае успешного обмана смогут сразу получить большую сумму денег. Жертвой мошенников может стать любой человек, который пренебрегает правилами кибербезопасности или не умеет справляться со страхом.

< Назад в рубрику