Политическая динамика Ближнего Востока определяется самими странами региона уже, пожалуй, десятилетие. Сейчас страны Ближнего Востока оказались в ситуации, когда их собственная линия поведения определяет то, куда движется регион, что создает и сложности, и возможности. Об этом на сессии 12 Ближневосточной конференции говорил программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Сушенцов.
При этом то, что Россия в этой ситуации поддерживает универсальные связи со странами региона, не делая преференций позволяет выстраивать конструктивный диалог и рассчитывать на серьезную поддержку в будущем, добавил эксперт.
Стратегия сохранения равных отношений со всеми странами региона преобладает в Северной Африке, уверен главный редактор информационного портала MENADEFENSE Акрам Хариф. Запад же не придерживается такой стратегии по отношению к странам региона. С началом СВО некоторые государства региона сохраняют сбалансированную позицию. Некоторые поддерживают Россию, некоторые — Запад.
«Россия могла бы играть более активную роль в регионе Северной Африки. Алжир предоставляет хорошие возможности тем странам, которые хотят инвестировать в инфраструктуру страны, в строительство автодорог и железных дорог», — отметил Акрам Хариф.
Профессор Университета Мальтепе (Турция) Хасан Унал напоминает, что Турция проводит многостороннюю внешнюю политику и сотрудничает с разными сторонами. У России и Турции дружественные отношения, хотя Турция воздерживается от одобрения действий России и стремится сохранить хорошие отношения со странами Запада. «Сближение России и Турции — это не случайность, это то, что диктуется многополярностью мироустройства. Сегодня появляется всё больше возможностей, которые могут принести пользу и России, и Турции», — уверен он.
Представитель Китая, профессор Университета международного бизнеса и экономики Гун Цзюн сказал, что Китай всегда занимал позицию мирного разрешения конфликта на Украине. «Мы стоим на стороне мира и человечества. Аргумент США о том, что это конфликт между авторитаризмом и демократией, не выдерживает никакой критики. Лагерь большинства должен не пассивно, а активно воздерживаться от участия в войне», — считает китайский ученый.
Так же Гун Цзюн уверен, что от санкций, введенных Западом против России, может погибнуть очень много людей (например, в Африке), так как Россия является крупнейшим поставщиком минеральных удобрений.
«Когда тридцать лет назад Фукуяма говорил о «конце истории», он не имел в виду победу одного лагеря над другим. Однако наступил новый мировой порядок, который был не чем иным, как имперской концепцией. Военно-политическое поведение США, проводящих политику гегемонизма, породило неравенство между народами Земли», — заявил советник президента Ливана Амаль Абу Зейд.
Политик уверен, что новый мир будет иметь ряд новых особенностей, и произойдет переориентация России на Восток и сдвиг Китая на Запад, в Европу. При этом формула нового мира будет определяться новыми переменными, и мы будем наблюдать зарождение новой Большой Евразии. Но новая система, по его мнению, должна быть основана на четком фундаменте и на восстановлении стабильности Ближнего Востока, что не предполагает вмешательства никакой гегемонии.
«Мир стоит на пороге новой мировой войны. США переходят все границы, гегемония и шантаж применяются, чтобы захватить ресурсы многих стран. Американцы все время хотят поставить страны Ближнего Востока на службу своей гегемонистской политике. Американская политика не имеет никакого отношения ни к свободе, ни к демократии, ни к правам человека», — рассказал директор политического департамента Организации освобождения Палестины Анвар Абдулхади. При этом, по его мнению, большинство стран мира и Ближнего Востока, в частности, хотели бы нового мирового порядка, в котором отсутствовала бы гегемония США.
На сессии 12 Ближневосточной конференции эксперты обсудили будущее Ближнего Востока как возможного нового консолидированного полюса в мировой геополитики. Впервые за долгое время на Ближнем Востоке возникает задача в создании новой системы безопасности, пришли к выводу эксперты. Основную роль в этом играют главные региональные центры влияния — Турция, КСА, ОАЭ, Иран, Египет, Ирак, Израиль, Алжир и другие. Опорой для новой системы безопасности являются национальные суверенитеты. Также меняются отношения с Западом, и форматы взаимодействия, которые до этого носили постколониальные формы.