Заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов отметил, что президент Российской Федерации Владимир Путин, открывая Год педагога и наставника, обратил внимание на тот факт, что противники России стремятся лишить российский народ его исторической памяти.
«Президент, открывая Год педагога и наставника, обратил внимание на тот факт, что противники России стремятся лишить российский народ его исторической памяти, его языка, его традиций. Это те, кто борется с Россией, в том числе в рамках спецоперации, кто совершил сегодня теракт на территории Российской Федерации, кто совершает террористические действия, убивает российских граждан, и также те, кто покрывает эти действия и способствует, поставляет оружие, проводит информационные атаки на нашу страну, осуществляет диверсии, такие как с подрывом "Северного потока", и здесь необходимо подчеркнуть, что в основе этих действий, базой для подобного рода антироссийских действий, является стремление лишить российское общество его основ нашей исторической памяти, наших традиций, наших ценностей, нашего языка, нашей культуры, но та колоссальная работа, которую проводит Запад и которая направлена на то, чтобы разобщить наше общество и лишить нас наших нравственных ценностных основ, не срабатывает, поскольку качество россиян, качество нашего народа — это приверженность своим традициям это гражданственность, это патриотизм, это ответственность за судьбу своей страны, именно эти качества помогают России сегодня и помогали всегда», — отметил Шаповалов.
По словам эксперта, труд учителей лежит в основе побед России.
«Открывая Год педагога и наставника, Владимир Путин обратил внимание на то, что межпоколенческое единство является очень важным основанием, фундаментом для борьбы, который помогает России бороться и защищать свою независимость, защищать свой суверенитет, бороться за жизнь, за достоинство наших сограждан. Межпоколенческое единство является основой консолидации единства общества, и в основе межпоколенческого единства труд учителя, труд педагога, поскольку именно педагог-наставник обеспечивает передачу из поколения в поколение не только знаний, но и ценностного кода, культурного кода страны. Не только обучает, но и воспитывает граждан страны, воспитывает чувство гражданственности и патриотизма, и именно это является залогом успеха развития и процветания нашей Родины и победы в тех многочисленных конфликтах, в которых России приходилось отстаивать свою независимость. Труд учителя лежал в основе этих побед, труд учителя лежит и сейчас в основе тех побед, тех действий, которые осуществляет Россия, поэтому учителя по праву являются героями Отечества наряду с теми нашими соотечественниками, которые борются с врагом на фронте или оказывают необходимую посильную помощь в тылу. Именно эту мысль провел президент, выступая на митинге-концерте в "Лужниках", и та же самая мысль была высказана и сегодня во время обращения к педагогическому сообществу», — отметил он.
Владимир Шаповалов подчеркнул, что президент России делает очень много для воспитания, для развития формирования гражданственности и патриотизма.
«Необходимо обратить внимание на то, что президент России делает очень много для воспитания, для развития формирования гражданственности и патриотизма, и это чрезвычайно важная составляющая тех изменений, преобразований, которые проходят в отечественной системе образования, позволяющие сделать ее суверенной, действительно независимой. Из федерального закона об образовании ушло понятие образования как услуги, и одновременно с этим вернулась воспитательная функция школы, учителя. С 2020 года были внесены соответствующие изменения в законы, воспитание стало вновь неотъемлемой частью образовательного процесса, как это было и в советское время, и в дореволюционной России. Также и сейчас воспитательная функция, личностные качества, гражданские и патриотические качества являются неотъемлемой частью труда педагога. И те действия, которые предпринимает в этом отношении государство и лично президент, направлены на укрепление воспитательной функции. В школах появились советники директора по воспитанию, приняты программы воспитания, разработан и реализуется целый комплекс мер», — сказал он.
Эксперт также отметил усилия государства по совершенствованию образовательного процесса.
«Анализируя выступление президента на церемонии открытия Года педагога и наставника необходимо обратить внимание на то, что и президент, и правительство, и Министерство просвещения предпринимают колоссальные усилия по совершенствованию образовательного процесса, повышению качества образования, улучшению образовательной инфраструктуры. Строятся новые школы, происходит переоснащение школ, школьных кабинетов. И вот это сочетание — качество образования, новые программы, новые, более современные, совершенные учебники и качественная школьная инфраструктура — это то, что составляет основу процесса совершенствования отечественной системы образования и то, что, по сути, направлено на одну цель: сделать качество жизни россиян выше, обеспечить будущим поколениям россиян лучший уровень образования, который, в свою очередь, поможет обеспечить и каждому человеку в стране развитие и процветание в целом», — сказал он.
Шаповалов напомнил, что сделать Год педагога и наставника предложили сами школьники.
«Год педагога и наставника-2023 стал инициативой, высказанной самими учащимися. Выпускница московской школы предложила нашему президенту 2021-й год сделать Годом учителя. Результатом этой инициативы и стал тот факт, что 2023 год стал Годом педагога и наставника. Эта инициатива, исходящая от школьников, свидетельствует о том уважении, которое испытывают учащиеся к учителям. И сейчас, в настоящее время, мы наблюдаем, видим картину того, какое чувство уважения есть в отношении учителей со стороны школьников. Принятие федерального закона о статусе учителя должно составить серьезную, мощную правовую основу этому процессу, утвердить высокий статус учителя. Уважение к труду учителя возвращается в российскую школу. И это всегда было отличительным качеством отечественной системы образования, в которой всегда слово "Учитель" было написано с большой буквы», — отметил эксперт.