Ученые из Университета Нового Южного Уэльса и Университета Западного Сиднея объяснили механизмы возникновения зависимостей. Результаты исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), могут лечь в основу новых методов терапии для людей с саморазрушительным поведением.
Узнайте больше в полной версии ➞Специалисты решили провести эксперимент, в котором 167 участников в возрасте от 17 до 32 лет играли в видеоигру на тему межгалактической космической торговли. Испытуемые выбирали одну из двух планет, чтобы набрать очки, которые позволили бы им в итоге получить приз из множества баллов. Кроме того, подопытные не знали, что нажатие на любую планету приводило к одинаковому вознаграждению, а также могло вызвать появление разных космических кораблей. Выбор одной планеты вызвал бы появление пиратского корабля, который украл бы крупную часть выигрыша, а корабли другой планеты были безвредны.
Люди, у которых фиксировались наилучшие показатели в игре, смогли выявить взаимосвязь между выбором «плохой» планеты и пиратским кораблем, а затем скорректировали свое поведение, чтобы полностью избегать нажатия на этот объект.
Однако после нескольких раундов игры все еще присутствовала значительная группа людей, которая не смогла соотнести связь выбора определенной планеты и появления пиратского корабля. Как только в середине игры им сообщили, что нажатие на «плохую» планету приводит к вражеским кораблям, большинство людей перестали нажимать на нее. При этом некоторые продолжали выбирать планету, которая вызывала пиратский корабль, несмотря на предупреждение о последствиях.
Авторы пришли к выводу, что существуют определенные типы людей: «застигнутые врасплох», не осознающие того, к чему приводят их действия; «неосведомленные», которые изменяют свое поведение после объяснения; а также «компульсивные», которые продолжают придерживаться пагубного поведенческого паттерна даже зная о последствиях.
Ученые объясняют саморазрушительное поведение тем, что такие люди могут страдать не столько от нежелания меняться, сколько от проблемы с обучением, когда они создают логичные, но в итоге неправильные причины того, почему они пострадали.